Российская премьер-лига по футболу. Расписание игр 26-го тура

28 апреля, воскресенье: "Ахмат" – "Нижний Новгород" (14:00); "Спартак" – "Локомотив" (16:15); "Динамо" – "Зенит" (19:15); "Балтика" – ЦСКА (21:30);

29 апреля, понедельник: "Крылья Советов" – "Краснодар" (13:00); "Рубин" – "Урал" (15:15); "Сочи" – "Факел" (17:30); "Ростов" – "Оренбург" (19:45)

Гидрометцентр о погоде летом 2024 года: холодным оно не будет

Спрогнозировать, насколько сильно погода летом будет выше нормы, пока невозможно

Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на апрель 2024 года

27 – Лазарева суббота у православных христиан, суббота перед Вербным воскресеньем, православный праздник

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Первые подводные лодки российского флота: одна из них – «Дельфин» – закончила свой путь на Мурмане

Современные российские субмарины больше похожи на огромные жилые комплексы: удобные каюты, новейшие системы безопасности, даже сауны и тренажерные залы. Но еще 100 с лишним лет назад моряки-подводники даже и не могли мечтать о подобных удобствах, зато имели все основания на то, чтобы называться смертниками – каждый выход, даже учебный мог стать последним.

Какими были еще дореволюционные, корабли для покорения глубин, как инженер-любитель из фотоателье стал крестным отцом всего подводного флота России, и почему северные "моржи" стали грозой Черного моря, читайте в материале, посвященном первым подводным лодкам России.

Первая в своем роде

Несмотря на то, что первой подводной лодкой из официально зачисленных в списки кораблей российского флота считается "Дельфин", почти за 40 лет до ее создания со стапелей Балтийского завода в 1866 году сошла опытная подводная лодка Ивана Александровского. Именно она по утверждению многих экспертов является матерью российского подводного флота.

Примечательно, что ее создатель зарабатывал на жизнь не инженерными науками, а рисованием и фотографией. Фотоателье Александровского считалось лучшим в Санкт-Петербурге. Идея создания подлодки пришла в голову к изобретателю после поездки в Англию в 1853-м, когда он своими глазами увидел мощный флот англичан, противопоставить которому Российской империи было нечего. Однако уже на первых порах разработки проекта Иван Федорович бросает его по причине боязни быть обвиненным в плагиате. Ведь подобный аппарат в то же время начинает разрабатывать изобретатель Вильгельм Бауэр. Правда, увидев лодку Бауэра в Кронштадте в 1856 году, Александровский посчитал ее совершенно негодной и вновь садится за свой проект.

Несмотря на то, что 14 июля 1862 года особым Высочайшим повелением изобретателю разрешено было строительство подводной лодки по его проекту и предоставлено право выбора частного заводчика для этого строительства, первый спуск в 1865 году показал множество недоделок и ошибок. Их исправляли до 1866 года, после чего подлодка начала первые погружения. 14 сентября этого же года глубинный корабль осматривает император Александр II . После его одобрения, в октябре того же года Александровскому присваивают звание титулярного советника.

Но судьба явно не простила изобретателю его слабости в начале создания проекта. Полноценные ходовые испытания показали существенные отклонения от проектных характеристик. Внесенные Александровским изменения не помогли. А в 1871 году лодка в ходе очередной серии тестов просто утонула. Поднять ее смогли только в 1873 году, но всерьез проект уже не воспринимали.

Несмотря на неудачу, изобретатель еще не раз пытался представить свои проекты развития подводного флота. Но отклика у властей они не нашли. Сам Александровский к концу века разорился и умер в больнице для бедных.

"Дельфин" с торпедным оскалом

Подводная лодка "Дельфин", она же миноносец под номером 150, стала основополагающей вехой для подводного флота страны (на фото). Первая серийная и первая полноценно торпедная подлодка. Именно на ней проходили подготовку первые русские моряки-подводники, а технические решения, использованные при создании корабля, послужили основой для многих будущих аппаратов.

Изначально "Дельфин" должен был стать отечественным ответом на популярные в то время американские проекты подлодок. Чтобы не отставать от зарубежных коллег, Морское ведомство в 1900 году создает специальную комиссию, ответственную за создание подводного флота. Изначально в нее входят старший помощник судостроителя Иван Григорьевич Бубнов, старший инженер-механик Иван Семенович Горюнов и лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев. Впоследствии эти люди придумают проекты почти всех аппаратов того времени.

Под покровом тайны, в специальной секретной комнате помещения Опытового судостроительного бассейна в течение года комиссия создала проект "миноносца № 113". Кстати, такое странное для подлодки название стало причиной не повышенной секретности, а отсутствия классов подводных лодок в российском флоте. 5 июля 1901 года проект был утвержден, а несколько дней спустя Санкт-Петербургскому Балтийскому заводу уже был выдан заказ на постройку.

Ради экономии, будущую подлодку решили сделать "незначительной в размерах". К тому же часть деталей все же пришлось закупать у зарубежных компаний. Даже торпедные аппараты не стали разрабатывать "с нуля", а сняли с разобранного на лом другого не особо удачного проекта подлодок инженера-изобретателя Степана Джевецкого.

Несмотря на экономию и множество мелких недочетов, уже в 1903-1904 годах "Дельфин" успешно достраивался и проходил испытания на Балтике. Ему официально присвоили статус подводного корабля Российского флота и название " миноносец № 150". А комиссия приступила к подготовке первых подводников. Беклемишев лично отбирал людей с инженерно-техническими познаниями и, редкость для моряков того времени, некурящих. На некоторое время подлодка стала учебным классом.

Трагедия случилась 16 июня 1904 года во время очередных занятий у стенки Балтийского завода. Временно исполняющий обязанности командира лейтенант Черкасов, два офицера и 33 человека команды должны были погрузиться под воду на три часа. Но люк не закрылся и "Дельфин" потонул. Погиб сам командир и 23 моряка. Через два дня подводный корабль поднимут и приступят к ремонту, который закончится лишь в ноябре.

И все же лодка была готова к службе. В конце 1904 года "Дельфин" был перевезен по железной дороге во Владивосток. За время русско-японской войны 17 дней провел в море, в том числе совершил боевой поход продолжительностью 8 суток, что считалось почти пределом для подлодок.

Впрочем, повоевать полноценно "Дельфину" так и не удалось. 23 мая 1916 года лодка была отправлена из Владивостока в Вологду по железной дороге. Из Вологды на барже доставлена в Архангельск, а затем, на буксире в Александровск. Для защиты Кольского залива здесь было решено организовать дивизион подводных лодок, в который планировалось включить подводные лодки №№ 1 и 2, а также "Дельфин" и "Св. Георгий". 8 октября 1916 года «Дельфин» был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана (СЛО).

В ночь на 26 апреля 1917 года "Дельфин", стоявший рядом с подводной лодкой № 1, был сильно поврежден штормом: швартовы ослабли, служба неслась небрежно, ударами о подводную лодку № 1 расшатало сальники рулей, и в "Дельфин" поступило большое количество воды, а подводная лодка № 1 вообще затонула. 8 августа 1917 года, учитывая техническое состояние обеих поврежденных лодок, Морской штаб принял решение лодки не восстанавливать и сдать их в порт. 23 августа 1917 года «Дельфин» был исключен из состава флотилии СЛО. После 1922 года лодку передали Госсудоподъему, затем – Беломорской партии ЭПРОН и перестроили в судоподъемный понтон. 16 марта 1932 года решением Совета труда и обороны при Совнаркоме СССР лодка исключена из списков плавсредств Наркомвода в связи с передачей «Рудметаллторгу» для разделки на металл.

"Моржи" для Черного моря

Подводные лодки типа "Морж" стали еще одним удавшимся проектом Ивана Бубнова. Серия из трех российских подводных лодок, построенных в 1911-1915 годах, в отличие от своих предшественников обладала отличным и мощным вооружением – два носовых и два кормовых торпедных аппарата завода "Г.А. Лесснер" и восемь наружных решетчатых аппаратов системы Джевецкого. Аппараты заряжались двенадцатью 450-миллиметровыми торпедами образца 1912 года.

"Морж", "Тюлень" и "Нерпа" изначально создавались с расчетом на действия в Черном море. Для их создания даже было открыто специальное отделение Балтийского завода в Николаеве и построены новые стапеля на берегу реки Ингул. Строительство всех подводных лодок типа "Морж" началось 25 июня 1911 года, причем часть деталей корпуса и оборудования все же изготавливалась в Петербурге и высылалась в Николаев для окончательной сборки.

Кстати, всю серию чуть не погубила необязательность подрядчиков. Изначально судостроители заказали двигатели Дизеля заводу Круппа. Но немцы так и не выполнили заказ. Назревал срыв всего проекта. Ситуацию спасли инженеры, которые переделали лодки так, что на них можно было установить 250-сильные дизельные двигатели, которые оперативно сняли с канонерских лодок, базировавшихся на Амуре.

Необычный факт: сами подводники неожиданно отказались от такой необходимой для подлодки вещи, как водонепроницаемые переборки. Фактически сейчас это главный шанс для команды спасти подлодку, получившую повреждения, и свои жизни. А в те годы офицеры предпочли рискнуть своей безопасностью ради того, чтобы командир субмарины мог со своего поста видеть, что творится в остальных отсеках.

В Первой мировой войне лодки этого типа, действовавшие на Чёрном море, стали одними из самых результативных лодок российского флота. Новые субмарины на успешно топили конвои противников, захватывали пароходы и парусные суда.

Самый массовый "Барс"

Если "Дельфин" стал первой подводной лодкой на службе флота страны, то лодки типа "Барс" отметились как первый серийный проект и самый многочисленный из всех российских проектов субмарин тех лет. Всего было построено 24 лодки.

Проект стал пятым и последним, который создавал Бубнов. В целом он мало отличался от его предыдущих лодок проекта "Морж". Однако на "барсах" стояли более мощные двигатели, а корпус был немного длинней. Морское министерство сделало эти лодки фактически эталоном для всего отечественного подводного флота. В них были собраны опыт предыдущих попыток и самые передовые разработки того времени. Впрочем, по мнению многих экспертов, мировых лидеров – Германию и США – корабелы превзойти так и не сумели.

Однако успешно воевать на морских просторах "барсам" этот факт никак не помешал. Лодки добились потрясающих результатов в Первую мировую войну. Например, субмарина "Волк" только за первый год службы потопила четыре транспорта. А в уже Гражданскую войну подлодка "Пантера" потопила английский эсминец "Викториа".

Кстати, две из затонувших в сражениях лодок этого проекта обнаружили в 2009 году. Подводная лодка "Единорог" была обнаружена на дне Финского залива научно-исследовательским судном Морского музея Эстонии "Mare". А в Балтийском море, в районе острова Готска-Сандён шведскими моряками была обнаружена субмарина "Гепард".


Назад