17 июня 2017 11:24
Легендарный крейсер «Аскольд» в Мурманске. Один день в истории
100 лет назад, 17 июня 1917 года, в Мурманск пришел крейсер «Аскольд», вошедший в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
«Аскольд» – бронепалубный крейсер 1-го ранга. Название крейсера унаследовано от парусно-винтового корвета, и высочайше утверждено 21 декабря 1898 года в честь легендарного князя Аскольда.
Строился в Киле на немецкой верфи «Germaniawerft». Заложен 8 июня 1899 года, спущен на воду 2 марта 1900 года. Вступил в строй в 1902 году. Из особенностей корабля можно отметить пятитрубный силуэт, единственный в Российском флоте того времени. Артиллерийское вооружение состояло только из «скорострельных» орудий: 12 152-мм орудий в палубных и казематных установках, 12 75-мм пушек и 8 одноствольных 47-мм пушек.
Службу в российском военном флоте начал в составе Балтийского флота, в 1903 был направлен на Дальний Восток.
В начале Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы, отбивал атаки вражеских и досматривал подозрительные торговые суда.
10 августа (28 июля) 1904 года «Аскольд» вместе с порт-артурской эскадрой участвовал в неудавшемся прорыве во Владивосток. Прорвавшись вместе с крейсером «Новик» мимо японской эскадры, «Аскольд», получивший тяжёлые повреждения, пришёл в Шанхай, где был интернирован до конца войны. После войны входил в состав Сибирской флотилии.
С 1907 года «Аскольд» участвовал в исследованиях течений морей Восточного океана.
В начале Первой мировой войны «Аскольд», находившийся на Дальнем Востоке, вошёл в состав союзной англо-французской эскадры для действий против германской крейсерской эскадры. Позже был направлен на Средиземное море, где принимал участие в боевых действиях против Турции и Австро-Венгрии, в том числе и в Дарданелльской операции.
В марте 1916 года «Аскольд» прибыл во Францию для ремонта. В ночь с 20 на 21 августа 1916 года в артпогребе корабля произошел взрыв. Командование обвинило в случившимся матросов крейсера, считавшихся до этого «неблагонадежными», хотя прямых доказательств их причастности так и не было найдено. После скорого следствия и суда четверо моряков – Захаров, Бешенцев, Шестаков и Бирюков были приговорены к смертной казни, которую привели в исполнение 15 сентября в форте Мальбуск. Более 100 моряков были сосланы в плавучие тюрьмы и штрафные батальоны. После революции многие моряки обвинили офицеров корабля в том, что это они устроили провокацию с целью выявить и ликвидировать «большевистское подполье».
В июне 1917 года, после ремонта, «Аскольд» под командованием К.Ф. Кетлинского прибыл в Мурманск и вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
Экипаж поддержал Октябрьскую революцию, принял активное участие в установлении Советской власти на Мурмане.
Командир крейсера контр-адмирал К.Ф. Кетлинский был назначен главным начальником Мурманского укрепленного района (Главнамуром).
14 июля 1918 года корабль захватили англичане, разоружили экипаж и увели «Аскольд» в Англию. Крейсер участвовал в операциях интервентов, а позже вошёл в состав британского флота под названием «Glory IV».
В 1922 году выкуплен Советской Россией, но ввиду плохого технического состояния продан на слом и отбуксирован в Гамбург, где и был разобран.
В честь моряков с «Аскольда» в марте 1967 года решением горисполкома была названа улица в Ленинском округе города Мурманска – улица Аскольдовцев.