Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Вильфанд: Рано радуемся. Погода в Москве «нервничает»

С помощью ведущих синоптиков рассказываем, пора ли убирать демисезонную одежду в шкаф, а также прикидываем, каким может быть лето

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на апрель 2024 года

27 – Лазарева суббота у православных христиан, суббота перед Вербным воскресеньем, православный праздник

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

База атомных ледоколов в Мурманске: прошлое и туманное будущее. Один день в истории

60 лет назад, 26 мая 1960 года, приступила к работе достроечная база Адмиралтейского судостроительного завода, расположенная в двух километрах от северной границы Мурманска на берегу Кольского залива. Ныне – ФГУП «Атомфлот» (Росатомфлот).

Считается днем рождения ремонтно-технологического предприятия (РТП) «Атомфлот».

До 1988 года оно называлось «База 92», в обиходе – «92-я база» (92 – порядковый номер урана в периодической системе элементов), и являлось структурным подразделением  сначала Судоремонтного завода Министерства морского флота (СРЗ ММФ), а затем Мурманского морского пароходства. Часть территории РТП была образована путем отсыпки скальными породами акватории Кольского залива в ходе строительства в 70-80 годы минувшего века.

С 1960 года база занималась обслуживанием первого атомного ледокола «Ленин». В начале своего существования «База-92» представляла собой полосу береговой зоны (бухты у мыса Пинагорий) Кольского залива с небольшим деревянным причалом, немногочисленными деревянными постройками, складами и сараями, где хранилось вспомогательное оборудование первого атомохода.

Активное строительство предприятия началось в 70-е годы: тогда уже было известно, что атомный флот будет пополняться новыми судами, и требовались территория, причальная линия, современные цеха и производства.

Современный комплекс зданий и сооружений, каким является ныне предприятие, построен по проекту института «Союзморниипроект» (Москва). Первая очередь была введена в эксплуатацию в 1981 году в составе основного ремонтно-технологического корпуса (включая комплекс для ремонта оборудования атомной установки), технологических причалов, хранилища твёрдых радиоактивных отходов и вспомогательных сооружений (инженерные сети, станция по очистке канализационных вод и т.д.). В последующие годы строительство вспомогательных объектов продолжалось: береговое хранилище отработавшего ядерного топлива (строительство остановлено в 1987 г.), здание специальной водоочистной установки, новые технологические причалы, гараж, пожарное депо, административный корпус и другие объекты.

В 1995 году РТП «Атомфлот» получило плавучий док, перегнанный с Дальнего Востока.

30 марта 2008 года уже ФГУП «Атомфлот» был передан под управление Государственной корпорации «Росатом». С 28 августа 2008 года в хозяйственное ведение предприятия переданы и суда атомного ледокольного флота.

У предприятия имеется железнодорожная ветка, связывающая предприятие с Мурманским отделением Октябрьской железной дороги. По ней осуществляется, в том числе, транспортировка свежего и отработавшего ядерного топлива.

Для выполнения грузовых операций на причальной линии предприятие имеет крановое хозяйство.

Росатомфлот является местом постоянного базирования атомных ледоколов, обслуживанием и ремонтом которых и занимается. Все работы с оборудованием, имеющим радиоактивные загрязнения, производятся в специальных цехах и помещениях. Предприятие не проводит только комплекс доковых работ, докование атомных ледоколов осуществляется на судоремонтном заводе, находящемся в центральной части Мурманска.

Одна из главных проблем, которую необходимо будет решать Росатомфлоту в ближайшем будущем – нехватка причальных линий.

В настоящее время в состав атомного ледокольного флота входят атомные ледоколы "Ямал", "50 лет Победы", "Таймыр", "Вайгач", атомный лихтеровоз "Севморпуть" и несколько судов технологического обслуживания. На подходе – еще три ледокола проекта 22220 – новая «Арктика» и «Сибирь», уже спущенные на воду, а также строящийся «Урал». В более дальней перспективе – суперледокол «Лидер».

Атомные ледоколы и суда для транспортировки отработавшего ядерного топлива уже сегодня стоят на базе борт о борт. Свободные места появляются редко. А дальше ситуация только усугубится. По соображениям радиационной безопасности и противодействия террористической угрозе суда этой группы не могут швартоваться в районе Мурманского порта.


 


Назад