19 октября 2018 08:57
Сегодня атомный ледокол-музей «Ленин» получит паспорт и охранное обязательство
19 октября в 12:30 состоится церемония вручения «Атомфлоту» паспорта атомного ледокола «Ленин» как объекта культурного наследия федерального значения и охранного обязательства в отношении ледокола.
Документы вручит глава Комитета по культуре и искусству Мурманской области Сергей Ершов, паспорт объекта и его охранное обязательство получит и.о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов.
Церемония состоится на борту атомного ледокола «Ленин».
Для справки:
20 ноября 1953 года Совет министров СССР принял постановление № 2840-1203 о разработке первого в мире атомного ледокола, предназначенного для использования в Арктике.
Общее научное руководство проектом создания атомного ледокола «Ленин» осуществлял выдающийся физик-ядерщик академик Анатолий Петрович Александров. Инициаторами создания судовой ядерной энергетической установки стали основатели отечественной атомной энергетики академики Игорь Васильевич Курчатов и Анатолий Петрович Александров.
Ядерная энергетическая установка разрабатывалась опытным конструкторским бюро машиностроения во главе с крупным отечественным ученым Игорем Ивановичем Африкантовым, Генеральным проектировщиком атомохода было назначено Центральное конструкторское бюро, в современном наименовании – ЦКБ «Айсберг», Главным конструктором стал Василий Иванович Неганов, главным строителем – Владимир Иванович Червяков.
Архитектурно-компоновочные решения и дизайн помещений атомного ледокола «Ленин» выполнены Архитектурно-художественным бюро Министерства транспортного машиностроения СССР под руководством Юрия Борисовича Соловьева.
Атомный ледокол «Ленин» был заложен 17 июля 1956 года на южном стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде и был назван в честь Владимира Ильича Ульянова (Ленина), российского, советского политического и государственного деятеля, создателя Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) – РСДРП(б), одного из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, создателя первого в мировой истории социалистического государства – СССР, председателя Совета народных комиссаров СССР, основоположника марксизма-ленинизма.
В строительстве ледокола приняли участие более 500 предприятий СССР.
5 декабря 1957 года атомный ледокол «Ленин» был спущен на воду. Государственные испытания начались 26 ноября 1959 года, 3 декабря 1959 года был подписан акт Госкомиссии о введении нового судна в эксплуатацию.
Атомный ледокол «Ленин» вошел в состав Мурманского государственного морского арктического пароходства, которое находилось в подчинении Министерства морского и речного флота СССР.
С 6 мая 1960 года порт приписки атомного ледокола «Ленин» – Мурманск. За 30 лет работы в Арктике атомный ледокол «Ленин» осуществил проводку 3 741 судна, прошел 654 400 морских миль, из них 560 600 – во льдах. В течение всего срока эксплуатации 1959-1989 годов он участвовал в 26 навигациях.
Основные достижения и рекорды атомохода «Ленин»:
– 17 октября 1961 года – впервые высажена с борта ледокола на льдину в Чукотском море дрейфующая научно-исследовательская станция с коллективом зимовщиков и экспедиционным оборудованием станции «Северный полюс-10»;
– 14 ноября – 1 декабря 1970 года – рейс ледокола «Ленин» с дизель-электроходом «Гижига» на трассе Мурманск – Дудинка – Мурманск. Первая продленная зимняя навигация в Арктике;
– 26 мая – 22 июня 1971 года – сверхранний высокоширотный переход из Мурманска в порт Певек ледокола «Ленин» с дизель-электроходом «Владивосток»;
– 10 апреля 1974 года – за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народнохозяйственных грузов ледокол «Ленин» удостоен высшей награды СССР – ордена Ленина;
– март 1976 года – рейс ледокола «Ленин» с дизель-электроходом «Павел Пономарев» с груз для газодобытчиков на мыс Харасавэй полуострова Ямал – «первый ямальский экспериментальный», положивший начало зимне-весенним проводкам на Ямал, которые осуществляются атомными ледоколами и по сей день;
– первый среди атомных ледоколов достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации: 390 суток длился рейс в навигацию 1977-1978 годов.
Атомный ледокол «Ленин» выведен из эксплуатации в 1989 году, атомные реакторы законсервированы.
Письмо с призывом сохранить историческое судно направлено в Президиум Верховного Совета СССР, при областном Фонде культуры была создана рабочая группа по изучению дальнейшей перспективы атомного ледокола после прекращения его активной эксплуатации. В конце 1989 года – начале 1990-х годов в адрес руководства страны поступил целый ряд обращений видных ученых и общественных деятелей, объединенных идеей о необходимости сохранения атомного ледокола «Ленин».
29 февраля 2000 года по инициативе Бориса Макаровича Соколова и под руководством Анатолия Васильевича Александровича создан Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин», которому удалось скоординировать действия людей, видевших атомоход уникальным музеем.
В 2005 году Комитетом по культуре и искусству Мурманской области ледокол поставлен под государственную охрану как выявленный объект культурного наследия.
5 мая 2009 года ледокол был пришвартован к морскому вокзалу города Мурманска на вечную стоянку.
В 2016 году атомный ледокол «Ленин» признан объектом культурного наследия федерального значения, включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Является одним из 18 объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в Мурманской области.
По сообщению Комитета по культуре и искусству Мурманской области.