15 апреля 2018 15:30
В устье Северной Двины лежит легендарный барк «Eclipse», много лет отработавший в Арктике
В Северном морском музее Архангельска среди уникальных артефактов, повествующих об истории исследования русской Арктики, привлекает внимание палубная доска. Ее удивительную историю рассказал научный сотрудник музея Александр Белов.
Доска эта принадлежала трехмачтовому барку-китобойцу, построенному в 1867 году в Шотландии, на верфи Абердина фирмой «A. Hall Co». Барк имел обшивку из прочной сердцевины дуба, форштевень из кованого металла, а в 1877 году на барке установили паровую машину в 72 лошадиные силы, что сделало его одним из первых парусно-паровых судов Северной Европы. После смены нескольких владельцев за судном закрепилось название «Eclipse», затем корабль был куплен норвежской промысловой компанией.
Тем временем в России и мире многих волновала судьба «потерянных экспедиций» во льдах Арктики. Русское морское ведомство, столкнувшись с необходимостью расширения флота для поиска экспедиций В.А. Русанова на «Геркулесе» и Г.Л. Брусилова на «Святой Анне», запросило помощи у Норвегии, которая предоставила «Eclipse» во главе со всемирно известным Отто Свердрупом, бывшим капитаном на судне Фритьофа Нансена «Fram».
С конца лета до осени 1914 года экипаж «Eclipse» пытался исследовать Карское море, но безуспешно, так как корабль был скован ледоставом. Барк бросил якорь в небольшой таймырской бухте, которая до сих пор носит название Эклипс. Свердруп рассчитывал переждать здесь зиму, чтобы летом продолжить поиски. Зимой на связь по радиостанции вышла команда капитан 2-го ранга Б.А. Вилькицкого. Его экспедиция на пароходах «Вайгач» и «Таймыр», намеревавшаяся пройти Севморпутем с востока на запад, также числилась в «потерянных экспедициях». Оказалось, что их корабли зимуют в 70 милях от норвежцев. С этого момента действия команд по эвакуации части людей с пароходов на остров Диксон были совместными и слаженными. Осенью 1915 года все три корабля пришли в Архангельск. Об этих событиях Руал Амундсен сказал: «В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь цивилизованный мир», но на фоне войны спасение моряков казалось незначительным.
Норвежцы официально передали «Eclipse» России в 1915-м, когда судну исполнилось 48 лет. В Архангельске судно получило новое имя – «Ломоносов». В сентябре 1918 года на барке, который стоял в Гремихе, случился пожар. В результате судно затонуло, а поднять его и привести в Архангельск смогли только через десять лет. Затем барк поменял прямое парусное вооружение на косое, став шхуной. Известно, что судно эксплуатировалось на зверобойных промыслах. Есть упоминание 1931 года об участии барка в научных экспедициях А.Ф. Лактионова к Новой Земле и Земле Франца-Иосифа.
К началу Великой Отечественной войны «Ломоносов» находился в отстое, в 1942 году получил пробоину от бомбы и частично затонул. В таком положении судно простояло много лет. Зимой 1963 года «Ломоносов» был поднят. Всех поражал корпус из черного дуба, который прекрасно сохранился. Мореный дуб не поддавался даже топору. При буксировке корпуса судна на понтонах Мурманским рукавом устья Северной Двины оно село на мель. После посадки на грунт борта барка еще возвышались над водой, но ледоходы «отесали» остатки корабля…
Много лет спустя во время поисковой экспедиции краевед Анатолий Каранин и его друг Виктор Латкин вновь обнаружили корабль при помощи местных жителей. Один из них использовал оторванную палубную доску в качестве книжной полки. Экспертиза подтвердила, что возраст и материал доски совпадает с имеющимися данными об «Eclipse». Рекогносцировка показала, что корпус, лежащий на глубине шести метров, сильно занесён песком и илом. Немногочисленные артефакты, поднятые с погибшего корабля – железные крепёжные шпильки и обнаруженный у местного жителя фрагмент палубной доски, были переданы в дар Северному морскому музею Архангельска.
Вот так до сих пор под водой в устье Северной Двины скрывается символ целой эпохи мирового кораблестроения – барк, спасавший наших моряков в Арктике.
Сейчас Экспедиционный центр Минобороны РФ рассматривает возможность рекогносцировочной экспедиции к кораблю, чтобы определить возможность подъема его корпуса для передачи его в музей.
По сообщению Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.