ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июль 2025 года

3 – День памяти князя Святослава – первого славянского русского князя

Когда в центре европейской России потеплеет

3 и 4 июля в Московском регионе прогнозируется от 22 до 25 градусов днем и от 10 до 15 – ночью. На выходных воздушные массы начнут поступать с северо-запада, температура понизится до 18-23 градусов

РФС утвердил состав участников нового сезона Российской премьер-лиги

В РПЛ в новом сезоне выступят «Краснодар», «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» Москва, «Локомотив», «Рубин», «Ростов», «Акрон», «Крылья Советов», «Динамо» Махачкала, «Ахмат», «Балтика», «Торпедо», «Сочи», «Нижний Новгород»

Солнечная активность переживает спад. Следующий пик наступит только в 2034 году

В тоже время риски крупных вспышек на Солнце и магнитных бурь на Земле сохранятся еще два-три года

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

Российские специалисты научились буксировать айсберги в Арктике

Участники экспедиции "Роснефти" на ледоколе "Капитан Драницын" при научной поддержке судна "Академик Трёшников" впервые в российской истории провели в Карском море эксперименты по буксировке айсбергов, многие из которых в десятки раз превышали размеры ледокола, сообщили журналистам участники уникального похода в Мурманске.

Дрейфующие айсберги представляют реальную опасность для судоходства и ведения промышленной деятельности на арктическом шельфе. Российские ученые разработали уникальную технологию, позволяющую изменять траекторию дрейфа айсбергов. Экспедиция отправилась из Мурманска в середине сентября. Ее участникам удалось провести 18 экспериментов по буксировке, при этом вес самого крупного айсберга превысил миллион тонн.

Задача управлять айсбергами в арктических морях кажется амбициозной и трудновыполнимой – каждый школьник знает о том, что над поверхностью воды возвышается лишь около 10% ледяной глыбы, скрытая же под водой часть может быть какого угодно размера и формы. Справиться с этой задачей взялись сотрудники Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

"Опыт использования ледокола для буксировки айсбергов – первый в России. До этого были попытки проведения таких экспериментов, они не были целенаправленными – в 2006 году "Михаил Сомов" пытался, но неудачно – должным образом такой эксперимент был не подготовлен", – рассказал замначальника экспедиции старший научный сотрудник института Евгений Макаров.

Специалисты Арктического института по заданию "Роснефти" обосновали возможность таких экспериментов. Планировалось, что участники экспедиции проведут 12 экспериментов, но им удалось перевыполнить план. "Выполнили 18 экспериментов по буксировке айсбергов, из них только два можно считать неудачными. Остальные были хороши. Нам удалось переместить, сдвинуть, изменить направление движения девяти айсбергов", – рассказал начальник экспедиции "Айсберг-лето 2016" Алексей Чернов.

О коварстве айсбергов известно не только благодаря "Титанику". Плавучие глыбы льда могут снести буровую платформу, причинить вред судам, свести на нет усилия по нефтедобыче на шельфе. Единственный способ избежать многих бед – подвинуть айсберг или оттащить его в сторону, но просто это только на словах.

"Айсберг представляет собой глыбу льда с неизвестными параметрами. Мы видим только верхушку. Внизу может быть самый различный киль… Он может перевернуться, начать дрейфовать в другую сторону, может натворить дел, если стоит неподвижное плавучее сооружение, и айсберг начинает дрейфовать на него", – говорит замначальника экспедиции.

Работа по буксировке айсберга, по словам специалистов, требует ювелирной точности – предсказать, как поведет себя ледяная глыба, не всегда бывает возможно. Задачу усложняют и метеоусловия открытого моря – волнение, ветер, плохая видимость.

"Айсберг стоял, ледокол подходил, мы делали круг, вытравливали канат, потом с палубы ловили свободный конец, поднимали, закрепляли, натягивали и начинали буксировать в нужном направлении. Самый большой (айсберг), который мы "поймали", был больше 150 метров длиной, столько же шириной и больше 100 в глубину – в общем больше миллиона тонн был", – рассказывает начальник экспедиции.

Главный результат экспедиции, по словам ее участников – российским специалистам удалось доказать, что работа по перемещению айсбергов – по силам человеку, и проведенные эксперименты открывают новые возможности для тех, кто работает в арктических морях.

"Самая большая радость – те технические решения, которые мы приняли до начала эксперимента – они все выдержали, все получилось. Можно с уверенностью сказать, что если будет поставлена такая задача на практике, в боевых условиях – есть возможность эту задачу решить", – с удовлетворением отмечает начальник экспедиции.

По его мнению, в будущем будет вполне возможно осуществлять шесть-восемь буксировок в сутки при условии наличия достаточного количества специалистов и оборудования.

 


Назад