В ледовом дворце «Навка Арена» пройдет вечер памяти комментатора Александра Гришина

Вечер памяти пройдет 5 октября в "Навка Арене". Он начнется в 18:00

Восьмой тур чемпионата России по футболу. Расписание игр, прогноз результатов

После паузы на игры сборной команды России наступает время 8-го тура чемпионата по футболу в Российской премьер-лиге

Магнитные бури в сентябре 2025-го: прогноз на месяц

Магнитные бури в сентябре – обзор геомагнитной обстановки: активность Солнца, прогноз по дням и влияние на самочувствие

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на сентябрь 2025 года

14 – День танкиста

Год катастроф. Ученые предупреждают людей о глобальных угрозах Земле

Человечество привыкло считать XXI век эпохой технологий и безопасности. Но 2025-й может разрушить это ощущение. Ученые разных стран говорят все громче о том, что планета вступает в опасный период. Природа подает сигналы, которые слишком страшно игнорировать

Евгения Медведева анонсировала свое ледовое шоу в стилистике 2000-х годов

Шоу состоится 13 сентября на московской "ЦСКА Арене". В его рамках трибуны будут переделаны в танцпол, а выступления на льду будут сопровождаться композициями 2000-х годов, которые будут исполнены их авторами вживую

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Авиакатастрофа на Шпицбергене. Один день в истории

29 августа 1996 года при заходе на посадку в аэропорту Лонгйир (Шпицберген, Норвегия) потерпел катастрофу российский самолет Ту-154. Погиб 141 человек.

Самолет Ту-154М "Внуковских авиалиний" выполнял чартерный рейс из Москвы в город Лонгйир, который является административным центром архипелага Шпицберген в Северном Ледовитом океане, а также центром добычи угля. В лайнере летели в основном шахтеры со своими семьями, возвращавшиеся после двухмесячного отпуска на работу в российские рудники "Баренцбург" и "Пирамида", принадлежащие тресту "Арктикуголь".

Взлетно-посадочная полоса аэродрома Лонгьир была построена во время Второй мировой войны немецкими военными строителями, которые с ювелирной точностью вписали ее между горами. Она начинается от берега залива Ис-Фиорд и упирается в бухту Адвент-Фиорд. В подавляющем большинстве случаев самолеты приземляются на нее, заходя на посадку с востока (от залива Ис-Фиорд), что сводит риск к минимуму. Именно поэтому российский экипаж, подлетая к аэродрому, запросил разрешение на посадку со стороны широкого и удобного Ис-Фиорда. Однако в этот момент ветер дул со стороны моря, поэтому российскому лайнеру предложили приземляться с западной стороны, обратным курсом. Для этого ему нужно было пролететь над окутанными туманом горами, снизиться в узкой лощине, обогнуть очередную возвышенность и перед самой посадкой взять на 20 градусов левее. День был облачным, а на аэродроме Лонгьир не было ни радиолокационных станций, ни даже радиосистемы ближней навигации, которая позволяет диспетчеру помочь экипажу посадить самолет.

В процессе захода на посадку, осуществлявшейся экипажем по приборам, самолет уклонился от установленной схемы снижения и столкнулся с горой Опера (Operafjellet) на высоте 907 метров, на расстоянии 14,2 километра от аэропорта и правее на 3,7 километра от посадочного курса.

По мнению специалистов, чтобы избежать столкновения с горой, самолету не хватило 15 метров высоты. При ударе лайнер разлетелся на части.

Хвостовая часть (именно в ней размещаются три турбореактивных двигателя) соскользнула с 900-метровой высоты по склону горы. Скольжение большого куска фюзеляжа вызвало снежную лавину, которая накрыла его почти целиком. Носовая часть перевернулась и легла на плато. Крушение самолета на Шпицбергене зафиксировала система спутникового слежения КОСПАС (Космическая система поиска аварийных судов).

Норвежская администрация Шпицбергена взяла на себя руководство поисково-спасательной операцией. В Норвегии объявили траур по погибшим в авиакатастрофе.

На место катастрофы была отправлена из России группа из наиболее подготовленных спасателей Центроспаса. Необходимо было найти всех погибших и, в зависимости от местонахождения, или поднять на плато или опустить к подножью горы с помощью альпинистского снаряжения.

Работы осложнялись трудностями в налаживании контактов и организации совместной работы с представителями местных властей и норвежской полиции. Так два спасателя были первоначально задержаны полицией на месте падения самолета и препровождены в участок, однако затем были отпущены, а губернатор острова принес им свои извинения. Работы продолжались шесть дней.

Были обнаружены бортовые самописцы ("черные ящики"), которые отправили в Москву для тщательного изучения, а также тела всех погибших. В катастрофе погиб 141 человек: 130 пассажиров и 11 членов экипажа. 77 человек были гражданами Украины, остальные – гражданами России. В докладе, сделанном российской комиссией по расследованию причин катастрофы Ту-154, говорится, что во время сильнейшего удара самолета о скалы пассажиры погибли практически мгновенно.

Расследование происшествия возглавила Норвегия, так как катастрофа произошла на ее территории. Оно было закончено в начале декабря 1999 года.

Причиной катастрофы названа ошибка летчиков.

В первую годовщину катастрофы на архипелаге Шпицберген у подножия плато Операфьеллет, о край которого задел самолет Ту-154, был установлен памятный знак. Он состоит из двух частей: обломка крыла разбившегося лайнера и стального портала с колоколом и православным крестом наверху. Рядом плита, на которой выбиты фамилии всех пассажиров и членов экипажа.

В центре российского шахтерского поселка Баренцбург на Шпицбергене построена небольшая православная часовня в память о погибших в авиакатастрофе в 1996 году.


Назад