18 февраля 2015 18:47
Почему Первый канал снял с показа сериал о биатлоне
Сериал о биатлоне «Выстрел» был досрочно снят с показа на Первом канале. Кино получилось невероятно кошмарным.
На прошлой неделе на центральном российском телевидении впервые начали показывать сериал о биатлоне. Показ продлился ровно два дня, а затем картину Зои Кудри сняли с эфира – после четырёх из 12 серий. Причиной стала массовая критика со стороны биатлонистов во главе с четырёхкратным олимпийским чемпионом Александром Тихоновым, которые сошлись во мнении, что показанное никакого отношения к биатлону не имеет, а сценарист Зоя Кудря даже не ознакомилась с биатлонными правилами.
Вранье из Удмуртской глубинки
Начинается фильм с показа трудовых будней лыжной школы Василия Фатеева и его четвёрки молодых воспитанников где-то в Удмуртской глубинке. Некогда колыбель российского биатлона влачит настолько жалкое существование, что ребята катаются на роллерах где-то возле гаражей, а стреляют в лесу. Шерстяные шапки и разминочные мешковатые комбинезоны заставляют вспомнить уже далёкие 80-е. Почему продюсеры поскупились на нормальные лыжные костюмы и очки и не пригласили профессиональных консультантов по инвентарю, остаётся загадкой. Тут уж можно простить разные марки лыж у одного и того же спортсмена в разных сценах.
Сам Фатеев жутко гордится титулом чемпиона Европы, хотя во времена его молодости этих соревнований для резервистов не было даже в проекте, и мечтает, чтобы кто-то из его воспитанников сделал победный выстрел на Олимпиаде, так как у самого в решающий момент заклинило патрон. Роковой патрон спустя десятилетия хранится на кухонном окне как реликвия. Видимо, в тот момент у Василия Ивановича так переклинило голову, что не было других мыслей, кроме как сохранить этот чёртов патрон и спрятать его от судей, которые сразу же после соревнований удаляют из винтовки все оставшиеся боеприпасы. Впрочем, патроны в фильме никто не учитывает, считая это пустой формальностью, а спортсмены воруют их с тренировок пачками.
Драка на трассе
Вместо того чтобы ознакомиться с критериями отбора в национальную команду и готовить ребят к летнему чемпионату России, Фатеев едет к своему другу-чиновнику и просит по видеозаписям у гаража оценить перспективность своих ребят и продвинуть их в сборную. Тот сразу же приходит в восторг, заметив, что у одного из ребят техника какого-то придуманного Фруде Андресена, но предлагать таланты главному тренеру не спешит. И сидеть бы им возле гаража до седых волос, если бы не смекалка самого талантливого ученика Павла Крутова, который вручил диск лично главному тренеру и попутно объяснил, тому, что он никто и звать его никак. Чего там по соревнованиям каким-то бегать, когда надо лично прийти к тренеру, нахамить и тебя возьмут в команду.
Так четвёрка Фатеева оказывается на непонятном летнем отборе, где почему-то бегут эстафету. Видимо, так проще оценить индивидуальные качества новобранцев. Транслируют это событие галактического масштаба по центральному телевидению, а значит, от взгляда камер спортсменам никуда не деться. Однако главный конкурент нашего героя прямо посреди трассы зарядил ему локтем в лицо при попытке обгона. Видимо, фраза Губерниева «контактная борьба» понимается авторами фильма буквально. Герой, как ему и положено, вытерпел все невзгоды и победил, а обидчику навалял уже после гонки на правах новоиспечённого члена сборной.
Штрафные круги и пульс 200
Оказавшись под руководством главного тренера, парни буквально валятся с ног на первой же тренировке на снегу. Сам процесс тренинга устроен тоже своеобразно. Биатлонисты до посинения бегают по кругу радиусом около 100 метров, после чего по свистку дружно валятся на снег, ведь уменье бегать штрафной круг – это самое важное качество в биатлоне. Главный герой при этом парень не промах – лихо стреляет по мишеням с пульсом 200, на котором тот же Фуркад не то что закрыть мишень, вскинуть винтовку толком не сможет.
На этом пульсе настоящие «рэмбо» не только стреляют, но ещё и ведут постоянные диалоги во время лыжных тренировок и лихо общаются по мобильнику на крутых виражах. Главным же испытанием стала контрольная тренировка с 20 (!) огневыми рубежами. По сравнению с этим иезуитством биатлонный марафон с восемью стрельбами выглядит детской забавой. Но герой не только выигрывает эту гонку, отыграв на последнем круге отставание в добрые триста метров, но и делает это под угрозой вылета из команды за нарушение режима. Норвежским тренерам срочно надо взять этот приём на вооружение для воспитания Свендсена и братьев Бё, иначе им не видать Кубка мира ещё четыре года.
Контрабандные винтовки и некондиционные патроны
Впрочем, чёрт бы с ними, с мелочами, но после просмотра фильма ни одна нормальная домохозяйка не согласится отдать своих детей в биатлонную секцию. Вольное обращение с оружием и с техникой безопасности приводит к трагедии. Один из воспитанников Фатеева случайно ранит товарища по команде в раздевалке и делает его инвалидом на всю жизнь. Ведь неисправные винтовки отдают оружейникам только лохи, а правильные пацаны исправляют всё сами.
По ходу дела выясняется, что стреляли ребята из контрабандных немецких винтовок, которые им подогнал олигарх местного разлива, мечтающий на плечах биатлонистов добиться всероссийской славы и власти. Но и это ещё полбеды. Министерство спорта снабжало сборную страны за год до Олимпиады некондиционными патронами, которые стреляют сами без нажатия на курок. Отдельная песня – язык, на котором между собой общаются биатлонисты. Послушав пару диалогов, понимаешь, что в чьих-то головах ещё жив стереотип: «Было у отца три сына – двое умных, а третий спортсмен».
Понятно, что выстрелы, любовные треугольники, расследованиями и несправедливые обвинения – это необходимые ингредиенты любого сериала, но зачем сюда биатлон приплетать, если ты его не любишь и не понимаешь? Новых поклонников виду спорта такая пародия на биатлон точно не добавит, с этим куда успешнее справляется Дмитрий Губерниев. Старые же будут сидеть, плеваться и проклинать Первый канал вместе с профессионалами от спорта. Приличная бригада актёров во главе с Владимиром Меньшовым вистов на этом точно не заработает, а фамилию сценариста Зои Кудри болельщики уже обыгрывают в словосочетании «кудрявый биатлон».
В биатлоне можно ничего не придумывать
К работе над фильмом не был привлечён ни один биатлонный профессионал, хотя любой бывший спортсмен или тренер с ходу мог бы указать на явные проколы. А главное, в биатлоне полно реальных интересных историй, которые не надо даже додумывать.
Взять хотя бы историю Сергея Тарасова, едва не умершего во время переливания крови, а спустя два года выигравшего Олимпиаду. Добавьте к готовому сюжету пару любовных историй, приукрасьте отдельные детали и готов сериал, который будет интересен и фанатам, и людям, далёким от спорта. Американцы со своим «Чудом на льду» уже дважды получили успешную художественную картину. Наш же «Выстрел» снова получился холостым. Хочется верить, в последний раз.