23 января 2018 09:33
23 января – День почерка или День ручного письма. О графологии – науке или лженауке…
Праздники бывают разные, иногда очень даже неожиданные. Так, 23 января люди отмечают День почерка, или ещё его называют Днём ручного письма (National Handwriting Day).
Инициатором праздника в 1977 году стала Ассоциация производителей пишущих принадлежностей (Writing Instrument Manufacturers Association, WIMA). Цель понятна – возродить, не дать погибнуть искусству каллиграфического почерка, подчеркнуть важность мастерства почерка в эпоху отказа людей писать письма и документы от руки, и всё более частого использования компьютерной клавиатуры вместо ручки или карандаша. Некоторые даже опасаются, что в будущем почерк может стать потерянным искусством.
День 23 января был выбран не случайно. Это день рождения Джона Хэнкока (1737-1793). Именно он первый подписал американскую Декларацию Независимости – один из важнейших документов Америки. Подпись Хэнкока была крупной и размашистой.
Писать люди научились давно, никто даже не может назвать точную дату. Сначала это были символы, они постепенно приобретали определённое значение. Потом образовались буквы, и по сей день каждая буква имеет свой скрытый смысл. Причём, у каждого народа свои буквы и свои значения.
Почерк человека строго индивидуален и зависит от состояния психики, возраста, характера, пола, вида деятельности. Все эти особенности изучает наука графология. Специалисты-графологи без ошибки определят основные черты человека, написавшего текст. Ещё Аристотель высказывал мысли, что почерк отражает характер пишущего. Император Нерон в одном из своих писем упомянул: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура». А римский историк Светоний, характеризуя скупость императора Августа, отмечал, что он «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал ещё под строками». Эти характеристики можно считать первыми дошедшими до нас фрагментами графологических исследований.
Вторым рождением графологии считают 1622 год, когда вышла в свет книга итальянца К. Бальдо «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал», которая произвела фурор среди читающей публики, а новое учение обрело в Европе массу последователей. Правда, после того как Людовик XV получил характеристику своего почерка, он велел изгнать из Франции всех графологов. Ему не понравилась правда, которую они изложили о нём.
Спустя несколько веков история повторилась, но уже в другой стране – Советском Союзе. Академик Владимир Бехтерев, увлекавшийся графологией, рассказал в кулуарах съезда психиатров и невропатологов о результатах экспертизы письма Сталина, в которой были слова: «Это почерк агрессивной личности с манией преследования». После этого случая академик погиб при невыясненных обстоятельствах, а графологию в стране объявили лженаукой.
В психологии и в современной науке это учение рассматривается как псевдонаучное. В медицине термин «графология» используется по отношению к изучению почерка как вспомогательного элемента при диагностике и слежении за болезнями головного мозга и нервной системы.
Впрочем, графологию нельзя однозначно назвать наукой. Скорее, это нечто среднее между наукой и искусством. С одной стороны, она опирается на теоретическую базу – знание психологических наук, свои закономерности, графологические таблицы, в которых собраны признаки почерков и их характеристики.
А с другой стороны, анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей профессионализм больше опирается на личный опыт и интуицию. Считается, что именно поэтому нельзя создать компьютерную программу, которая дала бы качественную характеристику письма.
По образцу почерка графологи могут не только определить черты характера и дать описание личности, но и помочь в подборе персонала, определить, соответствует ли человек той или иной работе и руководящей роли, дать по почерку любовный прогноз и рассказать, насколько подходят друг другу мужчина и женщина.
Почерк человека может меняться в зависимости от ситуации, настроения и других факторов. Когда человек испытывает сильные эмоции, он пишет с большим нажимом, чем обычно. Если человек каждый раз пишет разным почерком, то это говорит о его чувствительности и творческих способностях.
Кстати, автограф, как собственноручная подпись автора, тоже есть предмет изучения графологов. У этих слов даже корень один.
Красивый почерк сейчас становится всё большей редкостью. Мы все куда-то спешим, даже в написании элементарных слов. Неразборчивостью писаний знамениты врачи, в ускоренном темпе современной жизни это стало их профессиональной чертой.
И всё же не стоит забывать, что почерк человека похож на искусство. Мы можем использовать его, чтобы выразить себя и быть творческой личностью. Это почти как ремесло. Не зря традиционные учителя хотели бы учить своих учеников «чистописанию», а не просто «написанию». Более высоким видом искусства является каллиграфия. Люди могут учиться писать каллиграфически одну букву в течение нескольких лет. К сожалению, такое упорство уже практически уникально.