30 июня 2024 16:15
Владимир Челомей, соратник и соперник Сергея Королева. К 110-летию со дня рождения
Владимир Николаевич Челомей – советский конструктор ракетно-космической техники и учёный в области механики и процессов управления, организатор науки, педагог высшей школы. Академик АН СССР (1962). Академик Международной академии астронавтики (1974). Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). Лауреат Ленинской и трёх Государственных премий СССР. Фактически возглавлял Совет главных конструкторов в 1961-1964 годах. Внёс значительный вклад в создание советских ракетно-космических систем, в укрепление обороноспособности СССР.
Родился 30 июня 1914 года в семье учителей города Седлеце Привислинского края Российской империи (ныне – в составе Польши). Отец, Николай Михайлович, был широко образован, более интересовался химией, почти профессионально рисовал. Мать, Евгения Фоминична, окончив гимназию, преподавала русский язык и литературу. Начавшаяся Первая мировая война вынудила семью перебраться в Полтаву.
Детство Владимир провёл в Полтаве, где учился в семилетней трудовой школе (1922-1926). В 1926 году семья Челомей сначала переехала в Днепропетровск, а в 1927 году – в Киев. В 1927-1929 годах учился в трудовой школе. В 1929 году поступил во 2-ю механическую профессионально-техническую школу (с 1931 года – Киевский автодорожный техникум). Учась в техникуме, на третьем курсе работал техником-конструктором в НИИ гражданского воздушного транспорта. После окончания в 1932 году обучения в техникуме работал в Институте промэнергетики конструктором двигателей в отделе двигателей внутреннего сгорания, где конструировал и испытывал навесные лодочные забортные двигатели. С 1932 по 1933 год учился на авиационном факультете Киевского политехнического института. С 1933 года перешел в Киевский авиационный институт, в котором преподавал и после его окончания в 1937 году.
Одновременно с учёбой в авиаинституте посещал лекции по высшей математике в Киевском университете и в Академии наук. В свою очередь сам в 1936 году опубликовал пособие по приложениям векторного анализа, а в сентябре-октябре этого года прочитал в Запорожье цикл лекций по теории колебаний специалистам авиазавода имени П.И. Баранова. Консультации В.Н. Челомея помогли устранить опасные колебания, развивавшиеся в некоторых узлах серийно выпускаемых машин.
В 1937 году с отличием окончил Киевский авиационный институт (КАИ) (выделившийся в самостоятельный вуз из Политехнического института), дипломная работа на тему «Колебания в авиационных двигателях» была оценена государственной экзаменационной комиссией как выдающаяся по уровню научной разработки вопросов проектирования и расчёта двигателей на прочность. После окончания института работал в Институте математики АН УССР старшим научным сотрудником сектора прикладной математики и по совместительству преподавал в КАИ. В 1939 году в Киевском политехническом институте защитил кандидатскую диссертацию «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций» и опубликовал её как монографию в Москве. В 1940 году в числе лучших 50 кандидатов наук по представлению союзных республик был принят в докторантуру АН СССР.
В 1941 году вступил в ВКП(б). С июня 1941 года начал работать в Центральном институте авиационного моторостроения в Москве. С 1944 года руководил ОКБ-51.
В 1944-1953 годах – директор и главный конструктор ОКБ-51. В соответствии с постановлением ГКО СССР В.Н. Челомею было поручено спроектировать и построить самолёт-снаряд (крылатую ракету) 10Х и, позднее 16Х, по типу Фау-1. Крылатые ракеты не были приняты на вооружение из-за невыполнения требований по точности стрельбы и надёжности.
В 1946 году в составе правительственной комиссии под руководством заместителя наркома авиационной промышленности А.С. Яковлева как конструктор по самолётам-снарядам был командирован в Германию. По результатам работы комиссии в СССР было вывезено трофейное оборудование крылатой ракеты Фау-1.
В 1951 году защитил докторскую диссертацию «Динамическая устойчивость элементов цепи авиационных двигателей» и в следующем году избран профессором МВТУ им. Н.Э. Баумана. В 1960 году в МВТУ основал кафедру «Динамика машин», которой руководил до конца жизни. В 1958 году избран членом-корреспондентом, а в 1962 году – действительным членом АН СССР по специальности «механика».
Некоторые исследователи отмечают, что между С. П. Королёвым и Челомеем существовала неприязнь, однако в мемуарах многие ученые рассказывают о товарищеских взаимоотношениях конструкторов. В 1961 году Челомей сменил С.П. Королёва в роли главы Совета главных конструкторов, игравшего важную роль в определении государственной политики в сфере космонавтики и ракетостроения до опалы В.Н. Челомея после отставки Н.С. Хрущёва (октябрь 1964) и ухода из жизни С.П. Королёва (1966).
В конце 1960-х годов работы Челомея поддерживал министр обороны СССР А.А. Гречко и министр общего машиностроения С.А. Афанасьев. В противовес ему Королёва и его преемника В.П. Мишина поддерживали секретарь ЦК КПСС Д.Ф. Устинов и председатель ВПК Л.В. Смирнов.
19 декабря 1981 года, во многом по инициативе Устинова Д.Ф., вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров о прекращении всех работ на предприятии Челомея ЦКБМ по космической тематике.
По воспоминаниям долгое время непосредственно работавших с В.Н. Челомеем, Владимир Николаевич был жесткий человек.
С 1974 года – депутат Верховного Совета СССР.
Скоропостижно скончался 8 декабря 1984 года из-за оторвавшегося тромба. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Основные научные труды В.Н. Челомея относятся к области конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов.
Участвовал в создании ряда двигателей и других важнейших аппаратов в области ракетно-космической и авиационной техники. Руководитель разработок ракеты-носителя («Протон», активно используется до сих пор), искусственных спутников Земли «Протон» и «Полёт», орбитальных станций серии «Алмаз», пилотируемых кораблей ТКС и т. д.
Один из создателей ракетно-ядерного щита СССР. Однако же один из крупнейших проектов учёного – интегрированный оборонно-наступательный океаническо-сухопутно-космический комплекс – не был реализован и остался невостребованным советской и российской оборонной промышленностью.
С 1962 года коллектив В.Н. Челомея был привлечён к разработке массовой баллистической ракеты (получившей наименование УР-100), в связи с чем ему были переданы предварительные наработки в этой области КБ М.К. Янгеля. Челомей пользовался прямой поддержкой лидера советского государства Н.С. Хрущева, сын которого, Сергей Хрущёв, работал у Челомея.
Возглавляемое В.Н. Челомеем КБ принимало, наряду с КБ С.П. Королёва и КБ М.К. Янгеля, активное участие в работах по Советской лунной программе, однако после отстранения Н.С. Хрущёва от власти позиции В.Н. Челомея в руководстве ракетно-космических программ перестали быть лидирующими. Большое негативное значение имели разногласия Королёва и Челомея относительно ракетоносителя для Лунной программы, первый предполагал задействовать свою ещё недоработанную ракету «Н-1», второй – комплекс из пяти «Протонов» собственной разработки. Смерть Королёва сделала невозможной дальнейшее развитие его направления. Челомей продолжил работу над совершенствованием своей ракеты УР-100, после устранения конструкционных ошибок в двигателях Конопатова, ракеты были приняты на вооружение. В 1965 году Челомей включился в работы по созданию околоземной пилотируемой космической станции. Запуск станции планировался на начало 1970-х годов. Предполагалось военное назначение станции, расчётное время существования 1-2 года, сменяемый экипаж из 2-3 человек.
Владимир Челомей – дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963), награжден пятью орденами Ленина (1945, 1959, 1964, 1974, 1984), орденом Октябрьской Революции (1971). Лауреат Ленинской премии (1959), трех Государственных премий СССР (1967, 1974, 1982), Золотой медалью им. Н.Е. Жуковского «За выдающиеся работы в области математики и механики» (1964), Золотой медалью им. А.М. Ляпунова АН СССР за цикл работ «Динамическая устойчивость сложных колебательных систем» (1977). Госкорпорация «Роскосмос» учредила Медаль им. В.Н. Челомея, которой награждаются сотрудники как самой госкорпорации, так и других учреждений ракетно-космической промышленности.
В честь В.Н. Челомея названы: улицы в Москве, улица и площадь в Реутове, улица в Чебоксарах; лицей «Международная космическая школа им. В.Н. Челомея» в Байконуре; самолёт «Аэрофлота» Airbus A320-240; астероид 8608, открытый Крымской обсерваторией.
В память о В.Н. Челомее установлены: в Реутове – памятник на площади Академика Челомея, мемориальная доска на улице его имени, бюст в центральном сквере «НПО машиностроения»; в Москве – памятник на Лефортовской набережной и памятник на Аллее Космонавтов, мемориальная доска и бюст в МГТУ им. Баумана, на могиле академика на Новодевичьем кладбище; бюст во дворе Международной космической школы имени академика В.Н. Челомея в Байконуре.
В феврале 2023 года вышла компьютерная игра «Atomic Heart», где в честь В.Н. Челомея назван один из комплексов и конструкторское бюро.
Владимир Николаевич Челомей был женат, супруга – Челомей Нинель Васильевна (1926-1989), сын – Челомей Сергей Владимирович (1952-1999), дочь – Талызина Евгения Владимировна (1957-2017).