ЦСКА впервые в чемпионате по футболу проиграл в Ростове. Турнирная таблица

Таким образом, угаданы четыре результата из восьми, это худший результат из всех серий прогнозов. Что ж, будем мудрее

В ледовом дворце «Навка Арена» пройдет вечер памяти комментатора Александра Гришина

Вечер памяти пройдет 5 октября в "Навка Арене". Он начнется в 18:00

Магнитные бури в сентябре 2025-го: прогноз на месяц

Магнитные бури в сентябре – обзор геомагнитной обстановки: активность Солнца, прогноз по дням и влияние на самочувствие

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на сентябрь 2025 года

19 – День оружейника в России

Год катастроф. Ученые предупреждают людей о глобальных угрозах Земле

Человечество привыкло считать XXI век эпохой технологий и безопасности. Но 2025-й может разрушить это ощущение. Ученые разных стран говорят все громче о том, что планета вступает в опасный период. Природа подает сигналы, которые слишком страшно игнорировать

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

В Мурманске так и не появилась набережная лейтенанта Шмидта. Один день в истории

70 лет назад, 13 апреля 1947 года, Совет Министров РСФСР утвердил генеральный план застройки города Мурманска.

Документ определял главные задачи восстановления, строительства и дальнейшего развития областного центра, практически полностью разрушенного в годы Великой Отечественной войны.

– Город Мурманск восстанавливается и развивается, как административно-хозяйственный и культурный центр Мурманской области и как незамерзающий морской порт северной части СССР с общей численностью населения в перспективе до 150 тысяч человек, – такими задачами предварялся план, рассчитанный на 15 лет.

По генплану первая, нижняя терраса в центральной части города отдавалась морскому торговому порту и предприятиям объединения «Мурманрыба». Вторая терраса становилась зоной многоэтажной застройки, причем уже в то время речь шла о зданиях в 14 этажей. Намечалось возвести два новых вокзала – морской и железнодорожный, а также жилые дома в районе Жилстроя и в центре – до улицы Карла Маркса. Территория к востоку от вокзала отводилась под пятиэтажные дома морского пароходства и судоремонтного завода. На центральном проспекте должны были появиться два новых больших дома по 100 квартир в каждом, а на первых этажах – магазины.

План дал мощный толчок городскому строительству, но многое из того, что предусматривалось в нем, к сожалению, не осуществилось.

– Человек, который побывает в Мурманске в 1950 году, не узнает прежнего города, – утверждал 7 мая 1947 года со страниц «Полярной правды» председатель Мурманского горсовета А.Е. Шалашов. – Он увидит широкую городскую магистраль, убегающую вдаль по побережью Кольского залива. Это – набережная лейтенанта Шмидта. Красивые многоэтажные дома будут возведены на ней. Управление морского пароходства, дом рыбной промышленности и другие здания явятся украшением набережной. Эта городская магистраль с выходом к заливу, с морским портом и площадкой для прогулок и будет первой террасой». Длина набережной должна была составить 2 километра 800 метров, из них 900 метров у самой воды – на бетонной подпорной стенке.

Другой пример. По словам комментировавшего генплан главного архитектора Мурманска М.С. Розовского, в 1948 году в столице Заполярья должны были заложить «парк культуры и отдыха в долине ручья Варничного. Сам ручей от улицы Полярных Зорь до улицы Шмидта заключается в трубу. Выше проспекта Сталина ручей преграждается плотиной; создается парковый пруд в зеленой рамке». Однако в 48-м парк так и не появился. К проекту вернулись в 50-е годы минувшего века. И снова предполагалось устроить парк «там, где заканчивается проспект Сталина и переходит в Кольское шоссе». И снова Варничный ручей планировали перегородить плотиной. Вот только пруд должен был появиться не один, а сразу несколько, каскадом, живописно окаймленным по краям деревьями. Теперь на месте несостоявшегося парка построен гипермаркет «О’кей».

В первые послевоенные годы была предпринята и последняя попытка проложить самую северную в мире трамвайную линию. Мурманчане мечтали о том, что «по новым широким и благоустроенным городским магистралям блестящими полосками стали лягут рельсы и по ним с веселым шумом и звоном побегут трамвайные поезда». Было разработано два маршрута. Один, протяженностью около 6 км, пролегал по улице Карла Либкнехта, затем проспектам Ленина и Сталина до Кольского шоссе. Другой, длиной почти 8,5 км, представлял собой «кольцо, связывающее основной промышленный район города на берегу Кольского залива с его жилой частью». Машинный парк намеревались укомплектовать 50 трамваями. Но и тут мечты оказались далеки от действительности и, в итоге, вместо трамваев появились троллейбусы.

«В карандаше» остался памятник Завоевателям Арктики, который согласно проекту 1956 года хотели поставить на центральной городской площади, присвоив ей такое же имя. Взамен на перекрестке улиц Челюскинцев и Володарского появился барельеф с похожим, чуть более мирным названием – «Покорителям Арктики», недавно реконструированный.


Назад