28 декабря 2015 10:48
В Международный день кино кинематографисты рассуждают о перспективах российского
28 декабря отмечается Международный день кино.
В этот день в 1895 году в «Grand Cafe» («Большом кафе») на бульваре Капуцинок в Париже состоялась первая публичная демонстрация «живой движущейся фотографии» при помощи аппарата синематограф, изобретенного братьями Люмьер. Люмьеры представили широкой публике на большом экране фильм «Выход рабочих с фабрики», который открыл знаменитый первый платный киносеанс из десяти фильмов.
День российского кино в годы перестройки был объединён в один день с Международным днём кино, однако в 2002 году, по инициативе Службы кинематографии Министерства культуры РФ, снова стал самостоятельным праздником, который отмечается 27 августа.
В преддверии праздника российские кинопроизводители рассказали, как можно удержать зрителя у экрана и какие фильмы должен ему предложить отечественный кинематограф.
"Российскому кинематографу сегодня не хватает доверия зрителя: с учетом кризиса люди стали в кино ходить реже, выбирают фильм, чтобы не ошибиться, а наше кино, к сожалению, нестабильно. Если фильмы будут хорошие, зритель пойдет на них, и не понадобятся никакие инициативы властей", – считает режиссер Тимур Бекмамбетов.
Бекмамбетов, создатель кассовых "Ночного дозора" и "Ёлок", отметил, что потребность у зрителя в отечественном кино есть, все ждут выхода в прокат фильмов-событий, о которых пишут и говорят.
"Наше кино может стать и международным брендом, как стало мексиканское, но это очень непростое, большое дело. Невозможно заявить о себе на международном рынке одним фильмом или двумя фильмами, получившими призы, нужно чтобы их было много", – добавил режиссер, не первый год работающий, в том числе, и в Голливуде.
"Нам удалось привлечь внимание зрителя к российскому кино, теперь надо его постараться удержать", – описал ближайшие перспективы председатель Союза кинематографистов, режиссер Никита Михалков.
Он отметил, что проблем в кинематографе много, впрочем, как и в других отраслях с учетом непростого финансового положения.
"2016 год объявлен Годом кино, не самое благоприятное время, и, тем не менее, у государства есть возможность сделать нам конкретные предложения, которые помогли бы существовать дальше", – сказал Михалков.
Он отметил, что хорошей инициативой стало создание в 2016 году 400 кинотеатров с современным оборудованием. При этом, по его словам, в настоящее время около 50% населения страны лишены возможности смотреть кино на большом экране, так как строить в маленьких городах кинотеатры невыгодно.
Фильмы российскому зрителю нужны разные, на разную категорию публики, созданные в разных жанрах. Но внутренний ценз должен быть как у производителя, так и у зрителя – что снимать и что смотреть, уверен Игорь Угольников, продюсер фильма "Батальонъ", получившего многочисленные призы на международных кинофестивалях.
"Такая задача накладывает на нас большую ответственность. Когда мы начинаем делать фильмы на военно-историческую тему, то просто не имеем права кривить душой или искажать исторические факты. Что же касается комедий, то они сегодня большей частью направлены на молодого зрителя, но юмор там, на мой взгляд, крайне спорный и подчас пошлый", – сказал продюсер.
По его словам, винить в этом некого – "раз есть потребитель, значит именно такой юмор и производится".
"Но, увы, именно такой юмор и подрывает доверие отечественного зрителя к собственному кино. Не надо навязывать пошлость молодым людям", – добавил Угольников.
Режиссер фильма "Класс коррекции", собравшего букет международных призов Иван Твердовский убежден, что российскому кинематографу не хватает "сегодняшних людей".
"Нашему кино не хватает сегодняшних людей, современных. Мы очень начали цепляться за исторических персонажей, экранизации биографий. У предыдущих людей это получалось как-то лучше. Возможно, потому что персонажи, о которых они говорили, были им ближе и знакомы", – рассказал Твердовский.
По мнению режиссера, молодые сценаристы, ориентированные на "жанровые комедии про корпоративы и свадьбы и биографии умерших личностей", проживают не свою жизнь – отсюда и результат.
"Мы сегодня пропускаем все, чем живут вообще люди. Чему потом удивляться, когда все сценаристы заняты дофантазированием истории, на изучение которой нет времени и желания, а собственные проблемы и опыт уходят куда-то за рамки", – добавил он.