29 августа 2024 09:09
Сегодня православные отмечают Хлебный спас
Сегодня православные отмечают Ореховый, или Хлебный спас, в который на Руси было принято освящать плоды урожая, прежде всего, зерно и орехи.
Череду августовских праздников, когда принято освящать плоды нового урожая, называют спасами. Сначала 14 августа церковь отмечает Происхождение честных древ Животворящего Креста, который в народе знают как Медовый спас: в это время собирают и освящают мед. Затем 19 августа – Преображение Господне, или Яблочный спас, когда святят яблоки и другие фрукты. А 29 августа, в день, когда церковь вспоминает Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, верующие после литургии освящают урожай зерна и орехи.
Названия Хлебный спас и Ореховый спас для этого дня равнозначны. В малолесном Черноземье, например, в храмы в этот день крестьяне приносили рожь и пшеницу, а на севере – лесные орехи. В иных регионах его называли Холщовым спасом, потому что начинали торговать холщиной, или Осенним – подходили заморозки.
История церковного праздника восходит к I веку. По преданию, царь ближневосточного города Эдесса по имени Авгарь заболел проказой, которую не удавалось вылечить. Однажды он услышал о могущественном палестинском проповеднике и целителе Иисусе Христе и прислал к нему слуг, которые попросили пойти его в Эдессу. Иисус же велел подать ему воду и полотенце – убрус. Он умылся и обтер лицо, а на полотне чудесным образом остался его лик, который слуги и отвезли в Эдессу. Авгарь исцелился, прикоснувшись к нему, и впоследствии принял крещение от одного из апостолов.
По преданию, именно с этого полотенца начали писать первые иконы. Оно хранилось в Эдессе, но в 944 году было торжественно перенесено в Константинополь, этот день и празднуется 29 августа.
Изначально праздник отмечали только жители Константинополя, но с широким почитанием Спаса Нерукотворного он широко распространился. Считается, что плат был утрачен в 1204 году во время разграбления византийской столицы крестоносцами.
На "третий" спас верующие могут освятить зерно или орехи в храме. Принято также читать акафист Нерукотворному Образу Спасителя – в церкви или дома.
Из освященного зерна в старину было принято печь хлеб, угощая им соседей и нуждающихся. Святили на праздник и новые колодцы, в деревнях трижды обходили родники, "закрывая" теплое время, чтобы водоем не замерзал зимой. Сельские девушки устраивали гадания на суженого.