13 августа 2024 11:20
Трагедия конвоя БД-5 в Карском море. Один день в истории
80 лет назад, 12-13 августа 1944 года, в Карском море немецкая подводная лодка U-365 торпедной атакой потопила пароход «Марина Раскова» Северного морского пароходства, следовавший из Архангельска в Арктику под охраной трех тральщиков.
Конвой «Белое море – Диксон № 5» («БД-5») вышел из Северодвинска 8 июля 1944 года. На борту большого транспортного парохода «Марина Раскова» находились экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети, военнослужащие Беломорской военной флотилии и гражданские специалисты, работающие в системе Главного управления Севморпути. Кроме того, пароход перевозил более 6000 тонн продовольственных и технических грузов для Карской военно-морской базы, «Нордвикстроя» и полярных станций. Транспорт сопровождали три военных тральщика. Всего участниками конвоя стали 752 человека.
12 августа 1944 года в 60 милях от острова Белый конвой «БД-5» обнаружила и атаковала немецкая субмарина U-365. Погибли в море около 400 человек. Несколько десятков успели забраться в деревянную лодку – кунгас. В 2014 году его обломки нашли волонтеры, занимающиеся экологической уборкой на острове Белый. Спасшиеся пассажиры еще несколько дней боролись за свою жизнь. Но суровый арктический климат – промозглый ветер и непереносимый холод – не оставил людям шанса. По данным исследователей, на острове Белый находятся братская могила и несколько отдельных захоронений.
U-365 потопила и два тральщика.
События 12 августа 1944 года стали самой трагической страницей внутренних конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике.
В 2015 году участники «Карской экспедиции» провели обследование кораблей погибшего конвоя «БД-5». Уточнены координаты его гибели, достоверно опознаны транспорт «Марина Раскова», тральщики Северного флота «ТЩ-114» и «ТЩ-118», подтверждена версия гибели кораблей конвоя от торпедной атаки немецкой подводной лодки «U-385».
Водолазы с борта экспедиционного судна «Балтика» совершили около 10 спусков на глубины до 40 метров, подводно-технические работы обеспечивал глубоководный телеуправляемый подводный аппарат. Специалисты сообщили, что корпус найденного судна, разделенный на две части, лежит на глубине 46 метров. "Хорошо сохранились носовая часть, которая стоит ровно на киле, и кормовая часть, лежащая с креном около 15 градусов на правый борт. Частично сохранилась рубка", – говорится в сообщении. Также на корме судна сохранилось орудие калибра 76 мм и две зенитных установки, предположительно "Эрликон", калибром 20 мм. Машинное отделение и трюма вплоть до кормы – разрушены.
Водолазы закрепили на борту транспорта «Марина Раскова» памятную табличку, с борта экспедиционного судна в точках гибели кораблей возложены на воду венки.
Уточненные координаты погибших кораблей нанесены на карту и переданы командованию Северного флота ВМФ России для последующего увековечивания памяти погибших моряков.
Пароход был спущен на воду в апреле 1919 года на верфи в городе Честер (Пенсильвания, США) под названием Mystic, затем носил названия Munmystic (1930), Iberville (1937), Ironclad (1941). Транспорт входил в состав конвоя PQ-17, дважды терпел аварии, после чего в феврале 1943 года американцы передали его Северному государственному морскому пароходству. Тогда он и был переименован в «Марину Раскову» – в честь легендарной летчицы.
В июне-июле 1944 года пароход был отремонтирован на архангельском заводе «Красная Кузница», а 21 июля 1944 года судно было передано в чартер Архангельскому морскому арктическому пароходству Главсевморпути.