Московское метеобюро о погоде в мае

"Май по всем расчётам ожидается с температурой выше климатической нормы", – рассказала Позднякова. Она добавила, что сильных ливневых дождей на май пока что не прогнозируется

Рыбак в Териберке поймал 46-килограммовую треску

«Новый рекорд этого сезона – треска 46 кг», – говорится в паблике «Моя Териберка» | интернет-газета»

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2024 года

6 – День герба и флага города Москвы

Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Сегодня исполняется 90 лет российскому балетмейстеру Юрию Григоровичу – «великому и ужасному»

Хореограф-постановщик, балетмейстер Государственного академического Большого театра России, Народный артист СССР Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде в семье служащего. Дядя Юрия по матери, Георгий Розай, был танцовщиком – выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе Сергея Дягилева.

В 1946 году Юрий Григорович окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А.Я. Вагановой, которую возглавляет его ученик Николай Цискаридзе). Он был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), солистом которой оставался до 1961 года.

Cреди его ролей в театре – Половчанин в опере "Князь Игорь" композитора Александра Бородина, Нурали в "Бахчисарайском фонтане" Бориса Асафьева, Шурале в одноименном балете Фарида Яруллина, Северьян в "Каменном цветке" Сергея Прокофьева, Ретиарий в "Спартаке" Арама Хачатуряна и другие.

Первые свои постановки Григорович осуществил в Ленинградском Доме культуры имени А.М. Горького. В 1948 году им были поставлены балеты "Аистенок" Дмитрия Клебанова и "Семеро братьев" на музыку Александра Варламова.

Успех пришел к Юрию Григоровичу после постановки им на сцене театра имени С.М. Кирова балетов "Каменный цветок" Прокофьева (1957) и "Легенда о любви" Арифа Меликова" (1961), последний считается его наивысшим достижением как балетмейстера.

В 1961-1964 годах Юрий Григорович был балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр).

В 1964-1995 годах Григорович занимал пост главного балетмейстера Большого театра (в 1988 году должность была переименована в художественного руководителя балетной труппы).

На сцену Большого театра Григорович перенес свои балеты "Каменный цветок" (1959), "Легенда о любви" (1965) и "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1979), мировая премьера последнего из них состоялась в Парижской национальной опере в 1978 году.

Первым его оригинальным спектаклем, поставленным в Большом театре, стал балет "Щелкунчик" Петра Чайковского (1966). В отличие от ранних постановок, интерпретировавших балет как детскую сказку, Григорович представил балет как философско-хореографическую поэму. Он создал здесь новую хореографию на основе полной партитуры Чайковского.

Большой успех в различных странах мира имел балет "Спартак", поставленный Григоровичем на музыку Арама Хачатуряна (1968). Балетмейстеру удалось создать поэму о бессмертии героического подвига. Этот балет в 1970 году был удостоен Ленинской премии.

В Большом театре Григорович поставил балеты "Иван Грозный" на музыку Сергея Прокофьева (1975), "Ангара" Андрея Эшпая (1976),"Золотой век" Дмитрия Шостаковича (1982).

Под редакцией Григоровича в главном театре страны были осуществлены постановки классических балетов "Спящая красавица" (1963, 1973) и "Лебединое озеро" (1969, 2001) Чайковского, "Раймонда" (1984, 2003) Александра Глазунова, "Жизель" (1987) и "Корсар" (1994) Адольфа Адана, "Баядерка" (1991) и "Дон Кихот" (1994) Людвига Минкуса.

Стиль управления Григоровичем балетной труппой Большого театра определяли как авторитарный, его самого нередко называли диктатором. В 1970 – 1980-е годы главному балетмейстеру пытались противостоять Владимир Васильев и Майя Плисецкая, которые хотели ставить в театре свои спектакли и видели себя в другом репертуаре. Также Григоровича обвиняли в сломе карьеры и преждевременной смерти танцовщика Мариса Лиепы. В 1995 году Юрий Григорович после серии скандалов и противостояний покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами, осуществляя постановку своих спектаклей.

В 1991-1994 годах Григорович руководил основанной им труппой "Большой театр – студия Юрия Григоровича". В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1996 году он стал фактическим основателем тетра балета в Краснодаре (балетная труппа краснодарского Музыкального театра ТО "Премьера"). В Краснодаре состоялись премьеры постановок Григоровича "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон Кихот", "Спартак", "Ромео и Джульетта", "Золотой век", "Тщетная предосторожность", "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Корсар", "Баядерка", "Иван Грозный", "Спящая красавица" и другие.

В 1999 году Григорович вернулся на московскую сцену, осуществив постановки в театре "Кремлевский балет" – "Ромео и Джульетта" (1999) и "Иван Грозный" (2001), затем "Корсар" (2007).

В 2008 году в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко им был поставлен балет "Каменный цветок".

В 2001 году Юрий Григорович вернулся к сотрудничеству с Большим театром, начав репетиции балета "Лебединое озеро" в новой редакции, затем были возобновлены постановки "Легенды о любви", "Раймонда", "Щелкунчик", "Спартак", "Золотой век" и другие.

В феврале 2008 года Юрий Григорович по предложению руководства Большого театра стал штатным балетмейстером труппы. 18 ноября 2011 года с триумфом прошла первая балетная премьера на исторической сцене Большого театра после реконструкции – "Спящая красавица" в постановке Юрия Григоровича. В ноябре 2012 года состоялась премьера балета "Иван Грозный" Прокофьева в новой хореографической редакции балетмейстера. В октябре 2016 года Большой театр представил возобновленный балет "Золотой век" Шостаковича в новой редакции Юрия Григоровича.

В декабре 2016 года в новой хореографической редакции Григоровича в Мариинском театре состоялась премьера балета "Каменный цветок" Прокофьева. Премьера приурочена 125-летию композитора и 90-летию балетмейстера.

Григорович также поставил спектакли в театрах Новосибирска, Екатеринбурга, Минска, Таллина, Вены, Парижа, Рима, Стокгольма, Генуи, Праги, Стамбула, Сеула и других городов. В кино экранизированы его балеты "Спартак" (1976) и "Иван Грозный" (под названием "Грозный век", 1977).

Юрий Григорович ведет активную преподавательскую деятельность. В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. С 1988 года является профессором, заведующим кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии.

В 1975-1985 годах Григорович был президентом основанного им же Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО (в настоящее время – почетный президент). С 1989 года – президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии. В 1990 году Григорович стал президентом фонда "Русский балет".

С 1992 года является президентом программы Benois de la danse (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз "Benois de la danse" за выдающиеся достижения в искусстве балета.

Григорович – бессменный председатель жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии и Японии.

Юрий Григорович удостоен многих почетных званий, правительственных наград и премий. Он – Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического труда (1986), лауреат Ленинской премии (1970), дважды лауреат Государственной премии СССР (1977, 1985). Награжден орденами Ленина (1976), Октябрьской Революции (1981), "За заслуги перед Отечеством" III (2002), II (2007) и I степени (2011), медалями, а также наградами иностранных государств.

Юрий Григорович был женат на известной балерине, солистке Большого театра Наталье Бессмертновой (1941-2008).

 


Назад