На реках Мурманской области начинается лов сёмги

На рыболовных участках рек Кола, Кица, Ура, Титовка, Печенга стартует лицензионный лов сёмги

В Мурманске начался удивительный сезон: белых ночей и полярного дня

А 21 мая (на день раньше из-за високосного года) в Мурманске наступит полярный день, который продлится два месяца. Солнце не будет заходить за горизонт до 22 июля. После окончания полярного дня наступит вторая серия белых ночей. Она продлится с 23 июля по 11 августа

Московское метеобюро о погоде в мае

"Май по всем расчётам ожидается с температурой выше климатической нормы", – рассказала Позднякова. Она добавила, что сильных ливневых дождей на май пока что не прогнозируется

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2024 года

19 – День фармацевтического работника

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Фаина Раневская: «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение». К 120-летию великой актрисы

Народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская (настоящая фамилия Фельдман) родилась 27 августа (15 августа по старому стилю) 1896 года в Таганроге. Ее отец был владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода "Святой Николай".

Училась в младших классах Мариинской женской гимназии, в то же время получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.

Увлечение будущей актрисы театром началось после того, как в 1913 году она побывала на спектакле "Вишневый сад" Антона Чехова в Московском Художественном театре, где играли звезды тех лет. Псевдоним "Раневская", взятый из этой пьесы, позже стал ее официальной фамилией.

Сдав экстерном экзамены за курс гимназии, Фаина стала посещать занятия в частной театральной студии А. Ягелло. Отец снисходительно относился к увлечению дочери до тех пор, пока она не объявила о своем решении стать профессиональной актрисой. Это вызвало скандал и разрыв с семьей. В 1915 году она переехала в Москву, чтобы поступить в театральную школу, но ее никуда не принимали.

Свою сценическую деятельность Раневская начала на сцене Малаховского летнего театра под Москвой, в котором она отыграла один сезон. С 1916 года началась ее работа в провинциальных театрах. Она играла в Керчи, Феодосии, Кисловодске, Ростове-на-Дону. Работала в Баку, Смоленске, Архангельске и многих других городах.

Первые успехи Раневской в профессии связаны с исполнением таких острохарактерных ролей, как Шарлотта в "Вишневом саде", Змеюкина в чеховской "Свадьбе", Дунька в "Любови Яровой". Она играла в спектаклях "Живой труп", "Последняя жертва", "Без вины виноватые", "На всякого мудреца довольно простоты", "Гроза", "На дне", "Ревизор", "Женитьба" и других.

В 1931 году Раневская стала актрисой московского Камерного театра. В поисках "своего" театра она не раз переходила из одного московского коллектива в другой. В 1933-1939 годах работала в Центральном театре Красной Армии, в 1943-1949 годах была актрисой Театра драмы (ныне – театр имени Вл. Маяковского), в 1949-1955 годах – Театра имени Моссовета, в 1955-1963 годах – театра имени А.С. Пушкина, с 1963 года и до конца жизни – вновь в Театре имени Моссовета.

Пребывание Раневской в Театре имени Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Ю.А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах). Конфликты порождались несходством их творческих методов: решение ролей, предлагавшееся Раневской, было органично, скорее, театру брехтовского типа.

Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности и кроется, по-видимому, секрет её популярности, ставшей независимой от сценической известности. Своеобразный стиль речи и поведения Раневской отразился в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали их ёмкость и образность, равно как и отсутствие у актрисы внутренней цензуры, свобода её суждений (напр., в виде присутствия «сниженной» лексики).

Среди ее лучших театральных работ – Васса Железнова ("Васса Железнова" Максима Горького, 1936), Берди ("Лисички" Лилиан Хеллман, 1945), Спекулянтка ("Шторм" Владимира Билль-Белоцерковского, 1951), Эухения ("Деревья умирают стоя" Алехандро Касоны, 1958), миссис Сэвидж ("Странная миссис Сэвидж" Джона Патрика, 1966), Люси Купер ("Дальше – тишина" Вины Дельмар, 1969), Фелицата ("Правда – хорошо, а счастье лучше" Александра Островского, 1980) и другие.

В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году. Начинающий режиссер Михаил Ромм, увидев ее на сцене, пригласил на роль госпожи Луазо в фильме "Пышка" по знаменитой новелле Ги де Мопассана.

Настоящую известность ей принесли роли Розы Скороход ("Мечта", 1939), Ляли ("Подкидыш", 1940), Матери ("Свадьба", 1944), Мачехи ("Золушка", 1947), Маргариты Львовны ("Весна", 1947) и другие.

Всего на ее счету около 30 киноролей, каждая из которых запомнилась зрителям благодаря яркому и неординарному таланту актрисы.

Она также принимала участие в озвучивании мультфильмов ("Сказка о царе Салтане", 1943; Фрекен Бок в "Карлсон вернулся", 1970).

В 1961 году Раневской было присвоено звание Народной артистки СССР. Актриса – трижды лауреат Государственной премии СССР (1949, 1951 – две), награждена орденом "Знак Почета (1947), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1950, 1967), орденом Ленина (1976).

Умерла Фаина Раневская 19 июля 1984 года после перенесенных инфаркта и пневмонии. Похоронена на Донском кладбище в Москве.

Редакционным советом английской энциклопедии Who is who ("Кто есть кто") в 1992 году Раневская включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века.

На доме, где родилась Фаина Раневская (город Таганрог, улица Фрунзе, дом 10), 29 августа 1986 года была открыта мемориальная доска. 16 мая 2008 года в Таганроге был открыт памятник актрисе (скульптор Давид Бегалов). Бронзовая скульптура изображает Раневскую в роли Ляли из фильма "Подкидыш".

В мае 2008 года в Таганроге состоялся первый международный театральный фестиваль имени Фаины Раневской "Великая провинция".

Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.

Некоторые цитаты и афоризмы Фаины Раневской:

Что-то давно мне не говорят что я бл*дь. Теряю популярность.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.

Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина.
– Поднимите меня! – попросила Раневская. – Народные артистки на дороге не валяются...

Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.

Я, как яйца, участвую, но не вхожу.

Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким...

Что за мир? Сколько идиотов вокруг, как весело от них!

Жизнь — это затяжной прыжок из п...ды в могилу.

Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.

Одиночество – это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.

Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать.

Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе – зло, ты ему – конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.

Цинизм ненавижу за его общедоступность.

Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Почему все дуры такие женщины?

Оптимизм – это недостаток информации.


Назад