О погоде в Москве 17-23 июня: тепло и ливни

Интенсивные ливни и теплая погода ожидаются в Москве в предстоящую неделю

Путин в МИД России внес конкретные предложения по завершению конфликта на Украине

Украинские войска должны быть полностью выведены из Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей. Как только в Киеве начнут реальный вывод войск, а также официально уведомят об отказе от планов вступления в НАТО, с нашей стороны незамедлительно последует приказ прекратить огонь и начать переговоры

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июнь 2024 года

18 – День стойкости и мужества мурманчан в годы Великой Отечественной войны

Кольский район – один из центров туризма в Мурманской области

Далеко за пределами области известен Арктический фестиваль «Териберка». В прошлом году его гостями стали почти 15 тысяч человек. Напомним, в этом году Арктический фестиваль пройдёт 24-25 августа

На ультрамарафон «Хибины Трейл» в Кировске зарегистрировалось уже более тысячи человек

Ультрамарафон «Хибины Трейл» (+7) пройдет в Заполярье 6 и 7 июля. Атлеты разного возраста выйдут на дистанции 1,5 км, 5 км, 17 км, 42 км, 65 км и 105 км

На широте Мурманска начался Полярный день

Полярный день в столице Кольского Заполярья начинается 22 мая и продлится чуть более двух месяцев – до 22 июля, продолжительность дня в 2024 году – 64 дня 23 часа 11 минут

6 января – Рождественский сочельник

6 января (24 декабря по старому стилю) – день Навечерия Рождества Христова или Рождественский сочельник, – последний день 40-дневного Рождественского поста в канун праздника Рождества Христова.

Само название "сочельник" происходит, как полагают, от слова "сочиво" (то же, что коливо – вареные с медом зерна риса или пшеницы). Вкушать сочиво или коливо было положено в канун праздника после литургии (богослужения). Зерно символизировало воскресшую жизнь, а мед – сладость будущей блаженной жизни. У православных христиан существовал обычай не вкушать пищу до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа, но богослужебным уставом эта традиция не предписана.

Согласно евангельскому преданию, когда римский император Август, правивший Иудеей, объявил перепись населения, и каждый должен был записаться по месту рождения, праведный Иосиф отправился с обрученной с ним Девой Марией в свой родной город Вифлеем. В гостинице не оказалось свободных мест, поэтому Иосиф и Мария нашли приют в пещере, куда загоняли домашних животных (на древнеславянском языке – вертеп). В этом вертепе и родился Иисус. Младенца Богородица положила в ясли. Первыми поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, извещенные Ангелом. Вслед за ними пришли волхвы (восточные мудрецы-язычники), узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды. Эта звезда привела волхвов к месту рождения Иисуса и потому именуется Вифлеемской. Восточные мудрецы принесли Новорожденному дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как Царю, ладан – как Богу и смирна – как Человеку на погребение.

У православных христиан принято Сочельник – ночь перед Рождеством – проводить в храме за молитвами.

Канон празднования Рождества был окончательно сформирован в IV веке. В современной богослужебной практике в навечерие праздника в храме читаются Царские часы, вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к рождению Иисуса Христа. Царскими они называются потому, что в Константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором. Царские часы совершаются при открытых царских вратах (главные врата иконостаса), среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое (высокий столик с покатым верхом, на который кладут иконы или богослужебные книги).

Типикон (церковно-богослужебная книга, содержащая порядок и образ совершения церковных служб) предписывает пост до конца вечерни (богослужения). Однако служба вечерни в Сочельник соединяется с литургией (общественное богослужение, за которым совершается таинство Святого Причащения) и совершается утром, поэтому и православные христиане постятся до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову. В сам же день Сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста.

Готовясь к рождественским праздникам, на Руси строго соблюдали одно важное правило – тщательно убирали дом.

Дома и церкви на Рождество украшают елями и хвойными ветвями, символизирующими вечную жизнь, а традиция наряжать рождественскую ель связана с образом райского дерева, изобилующего плодами. Традиционные рождественские цвета – красный и зеленый. Излюбленная символика праздника – ангелочки, ослики, ясли с младенцем, вифлеемская звезда. В убранстве дома должны присутствовать свечи. Они придают особый уют и очарование всей атмосфере новогоднего праздника, символизируя Солнце, а рождественские свечи – свет Христа.

7 января заканчивается пост. На рождественском столе непременно в изобилии должно быть мясо, рыба, вино и сладости. Традиционные блюда к этому празднику – холодец, пельмени, поросенок с хреном, щи, пирожки с мясом, рисом или повидлом.

Говорят, что в рождественскую ночь надо обязательно надеть что-то новенькое, а если такового нет, то хотя бы один предмет белого цвета.

До первой звезды в Сочельник обычно сидят в тишине. К счастью, зимой первая звезда на небе появляется довольно рано. Потом надо сесть за стол, выпить-закусить и идти на улицу – петь песни, играть в снежки и кататься на санках. Приветствуются огненные забавы типа салютов и фейерверков и обход соседей с целью позвать повеселиться вместе.

Считалось, что в этот день, последний перед Рождеством, снегопад – верный признак процветания хозяйства в новом году. А если в этот день мороз – в семье будет совет да любовь. Разумеется, эти приметы и предубеждения всего лишь «эхо» языческих празднований и традиций, не имеющие отношения к сути великого христианского праздника.

Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Это один из дней, когда православные с наибольшей глубиной и радостью переживают встречу с Богом.

 


Назад