Более 1,5 тысячи человек подтвердили участие в Мурманском лыжном марафоне

1 апреля – 50 и 25 км свободным стилем по программе Кубка лыжных марафонов России «Russialoppet» а 2 апреля – 50 и 25 км классическим стилем

В Аравийском море завершились совместные военные учения России, КНР и Ирана

После окончания морской части учений фрегат "Адмирал Горшков" зашёл в порт Чахбехар Исламской Республики Иран для подведения итогов совместной работы в море и пополнения запасов пресной воды и продовольствия

Чемпионат России по лыжным гонкам-2023: Тюмень, 18-26 марта. Расписание

21 марта, вторник: 09:00 Женщины, 10 км, свободный стиль

Илья Авербух: информация о Костомарове на 90% придумана. Интервью

Серебряный призер Олимпиады-2002 в танцах на льду, постановщик и продюсер ледовых шоу Илья Авербух рассказал о соревнованиях в условиях отстранения фигуристов от международных стартов, конкуренции среди тренеров и цинизме СМИ, выдумывающих новости о Романе Костомарове

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на март 2023 года

23День работников гидрометеорологической службы России

Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию России. Полный текст

Россия ответит на любые вызовы, потому что все мы одна страна, один большой и сплочённый народ. Мы уверены в себе, уверены в своих силах. Правда – за нами

Весна в Центральной России начнется в конце марта – как обычно. Прогноз

Как правило, точность предварительных прогнозов погоды на сезон составляет 60-70%

19 марта – День моряка-подводника в России

19 марта в России отмечается День моряка-подводника. Он был установлен приказом № 253 Главкома ВМФ России адмирала флота Ф.Н. Громова от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности".

Дата праздника определена исторически. 19 марта (6 марта по старому стилю) 1906 года подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей. Об этом свидетельствует приказ по Морскому ведомству № 52 от 24 марта (11 марта по старому стилю) 1906 года, подписанный морским министром А.А. Бирилёвым, в котором, в частности, говорится: "Государь Император (Николай II), в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию судов военного флота разряд подводных лодок". Этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.

На рубеже XIX-XX веков практически все ведущие державы только приступили к строительству подводного флота.

В России в XIX веке было построено несколько экспериментальных подводных лодок и даже серия из 50 сверхмалых субмарин, предназначавшихся для обороны морских крепостей. В 1903 году были завершены постройка и испытания первой русской боевой подводной лодки "Дельфин" ("Миноносец № 113"). Первые подводные корабли в России называли миноносцами, или полуподводными судами. Настоящее название – подводная лодка – было установлено только в 1906 году.

Впервые подводные лодки как новый разряд кораблей, еще не получивший официального признания, приняли участие в боевых действиях в русско-японской войне. Серия подводных лодок из 13 единиц, так называемая "рыбья серия" (по названиям "Дельфин", "Скат", "Налим" и т.д.), в 1904 году была переброшена по железной дороге на Дальний Восток для участия в войне с Японией. Наличие русских подводных лодок в составе сил, предназначенных для обороны Владивостока, заставило противника отказаться от действий против русской военно-морской базы.

Формирование первого соединения подводных сил – бригады подводных лодок в составе Балтийского флота – относится к 1911 году. Бригада базировалась в Либаве (ныне Лиепая, Латвия) и состояла из 11 подлодок, плавучих баз "Хабаровск" и "Европа".

В ходе Первой мировой войны (1914-1918) подлодки использовались для борьбы на морских коммуникациях. К концу войны сформировался самостоятельный род флота – Подводные силы, который мог решать задачи как тактического, так и оперативного характера.

Начальным этапом в истории советского подводного кораблестроения стали 1920-1926 годы, когда на одном из черноморских заводов была осуществлена сборка нескольких малых подводных лодок, закупленных за рубежом в годы Первой мировой войны.

В 1930-1939 годах флот СССР пополнился 20 большими, 80 средними, 60 малыми подводными лодками и 20 подводными минными заградителями. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 218 подводных лодок, из них 211 – советской постройки. За годы войны их экипажами было потоплено около 100 боевых кораблей и уничтожено свыше 200 транспортов.

В послевоенные годы началось интенсивное развитие предприятий, строивших подводные лодки. Одновременно с этим были развернуты работы и по созданию новых пунктов базирования подводных лодок на всех флотах, прежде всего на Северном и Тихоокеанском.

В 1958 году в боевой состав флота вошла первая советская атомная подводная лодка (АПЛ) "К-3" ("Ленинский комсомол"), а через 10 лет ВМФ располагал уже более чем 50 атомными подводными лодками. Внедрение на подлодки ядерных энергетических установок дало им неограниченную автономность плавания.

В 1967 году в состав ВМФ вошли первые ракетные подводные крейсера стратегического назначения (атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами).

С оснащением подводных лодок баллистическими и крылатыми ракетами – носителями ядерного оружия, появлением на подводных лодках ядерных энергетических установок подводные силы вышли в океан и стали главной ударной силой ВМФ, обладающей высокой мобильностью, скрытностью, способностью решать оперативно-стратегические и стратегические задачи.

Основу современных подводных сил ВМФ России составляют современные атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами. В состав сил включены также и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки.

Сегодня субмарины различных классов продолжают нести боевое дежурство и боевую службу в рамках системы обеспечения национальной безопасности России. Наличие современного подводного флота позволяет России оставаться в числе крупнейших морских держав.

Наряду со строительством подводных лодок четвертого поколения уже ведутся работы над созданием АПЛ пятого поколения.

В День моряка-подводника в главных базах и пунктах базирования флотов проходят торжественные мероприятия, на которых отдается заслуженная дань уважения всем поколениям подводников.

Традиционно День моряка-подводника отмечают не только военные, но и конструкторы, строители подводных лодок, судоремонтники – все, кто обеспечивает строительство, ремонт и поддержание боевой готовности подводного флота.


 

 


Назад