Гидрометцентр о погоде летом 2024 года: холодным оно не будет

Спрогнозировать, насколько сильно погода летом будет выше нормы, пока невозможно

Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на апрель 2024 года

27 – Лазарева суббота у православных христиан, суббота перед Вербным воскресеньем, православный праздник

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Гибель теплохода «Кузнец Лесов», названного в честь простого рабочего. Один день в истории

80 лет назад, 23 ноября 1942 года, в Гренландском море, к западу от острова Медвежий, немецкой подводной лодкой U-601 торпедирован и потоплен теплоход «Кузнец Лесов» (капитан В.А. Цыбулькин) Мурманского морского пароходства, отставший от союзного конвоя QP-15 в условиях шторма и следовавший самостоятельно в Исландию.

Весь экипаж – 41 человек – погиб.

Координаты гибели парохода: 75 градусов 30 минут северной широты, 8 градусов 00 минут восточной долготы.

«Кузнец Лесов» – грузовой теплоход Мурманского морского пароходства. Вошел в строй в 1933 году (заложен в 1931 году под названием «Северолес»; переименован в честь рабочего, кузнеца Рудольфа Яковлевича Леэса (Лесова). Водоизмещение – 3974 тонны, скорость – 9,5 узла.

Немецкая подводная лодка U-601 потоплена глубинными бомбами в Северном Ледовитом океане 25 февраля 1944 г. на северо-западе Нарвика (Норвегия) британскими ВВС.

На приведенной фотографии середины 1930-х годов бригада корпусного цеха обсуждает план ремонта теплохода, название которого – «Кузнец Лесов» – отчетливо читается на борту. Казалось бы, что тут особенного? Удивительно, что крайний справа – тот самый Рудольф Лесов, в честь которого назван корабль.

За какие же заслуги судно назвали его именем? В 1933 году состоялся Всесоюзный конкурс судоремонтных заводов, по условиям которого коллектив-победитель получал Красное Знамя и право назвать теплоход, предназначенный для загранплавания, именем лучшего ударника. Первое место из 43 предприятий – участников конкурса занял Канонерский судоремонтный завод (Ленинград). По мнению рабочих, лучше всех трудился кузнец Лесов. Поэтому построенный в Ленинграде теплоход так и назвали – «Кузнец Лесов». Впервые в мировой практике новому судну присвоили имя рабочего.

Рудольф Яковлевич Лесов (настоящая фамилия Леэс) родился в 1880 году в Эстляндской губернии в семье батрака. Окончил три класса школы, с 11 лет ему пас стадо у барона Майделя. В 25 лет уехал в Ревель (Таллин), устроился рабочим на фанерную фабрику, в том же году вступил в Социал-демократическую партию.

В начале Первой мировой ­войны перешел работать на завод «Двигатель». Участвовал в забастовках. Когда пришло ­известие об отречении царя, ­вместе с другими рабочими освобождал из тюрем заключенных. По призыву революционера Виктора Кингисеппа записался в Красную гвардию, принимал участие в национализации мыз. В 1920 году был арестован эстонскими властями и отдан под суд.

Сам Лесов вспоминал, что обвинительный акт звучал следующим образом: «Вышеприведенные лица обвиняются в принятии участия в большевистском коммунистическом тайном обществе, которое с ведома участников поставило себе целью поднять открытое восстание против Эстонской республики и ее правительства». Лесова приговорили к десяти годам каторги, но в тюрьме он провел чуть больше полутора лет. В 1921 году Советская Россия произвела с Эстонией обмен ­политзаключенными, и Лесов оказался на свободе. Как отмечал он сам, «нас, обмененных, было всего 41 человек. Советское правительство отдавало за нас 75 белых».

В России Лесов, по его словам, «получил путевку на работу в Ленинградский торговый порт». Затем его перевели кузнецом в Канонерские мастерские. Кузнец не только добросовестно трудился, но и старался учиться. В 1927 году – в школе повышения квалификации на Канонерском судоремонтном заводе, в 1931 году – в вечерней школе, а позже – еще и в политшколе.

Что же касается теплохода «Кузнец Лесов», то свой первый рейс он должен был совершить в Голландию. Предполагали отправить на нем и самого Лесова. Но тот отказался. Мол, на теплоходе ему нет занятия, а быть без дела он не привык.

В начале 1938 года Рудольф Лесов заболел. Врачи определили у него тромбофлебит. С этого времени он оставил кузницу, работал в инструментальной мастерской (ремонтировал, чинил, выдавал инструмент), потом вышел на пенсию. Болезнь сломила его быст­ро, за полгода. Он скончался 28 июня 1938 года и был похоронен на Громовском кладбище. Рабочие Канонерского завода установили на его могиле надгробие из корабельной стали.

 

 

 


Назад