В Мурманске начался удивительный сезон: белых ночей и полярного дня

А 21 мая (на день раньше из-за високосного года) в Мурманске наступит полярный день, который продлится два месяца. Солнце не будет заходить за горизонт до 22 июля. После окончания полярного дня наступит вторая серия белых ночей. Она продлится с 23 июля по 11 августа

Московское метеобюро о погоде в мае

"Май по всем расчётам ожидается с температурой выше климатической нормы", – рассказала Позднякова. Она добавила, что сильных ливневых дождей на май пока что не прогнозируется

Рыбак в Териберке поймал 46-килограммовую треску

«Новый рекорд этого сезона – треска 46 кг», – говорится в паблике «Моя Териберка» | интернет-газета»

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2024 года

6 – День герба и флага города Москвы

Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

«Обыкновенное чудо» философа и театрала Николая Коваленко, которому сегодня исполняется 65 лет

Николай Сергеевич Коваленко – кандидат философских наук, доцент Мурманского института экономики – филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики», член Союза журналистов России, председатель Общественного совета при Мурманской областной Думе.

Родился 10 сентября 1951 года в Мурманске. Окончил среднюю школу № 26, Мурманский государственный педагогический институт (1973), срочную службу проходил в Ленинградском военном округе, после демобилизации трудился учителем истории и обществоведения в школах Мончегорска (№ 1) и Мурманска (№ 48).

С 1976 года работал в Бюро международного молодежного туризма «Спутник», Мурманском обкоме ВЛКСМ, затем был направлен в Печенгский район Мурманской области, трудился в Печенгском райкоме КПСС, в районном отделе народного образования. В 1985 году окончил Ленинградскую Высшую партийную школу.

Позднее работал в пресс-службе Мурманской областной Думы, активно сотрудничал со СМИ, в том числе с газетами «Мурманский вестник», «Вечерний Мурманск» и «Полярная правда».  

Не одно десятилетие преподает в высших учебных заведениях областного центра. Автор монографии, учебного пособия, курса лекций, многочисленных  научных статей и учебно-методических работ по проблемам истории русской философии и различным аспектам ПР-деятельности, государственному и муниципальному управлению, краеведению, опубликованных в специализированных изданиях и коллективных сборниках.

У Николая два сына, осевших в Печенгском районе, есть внучка.

Мы с Николаем знакомы давно, и работали вместе, и дружим. Всегда поражался объему его знаний, обстоятельности, энциклопедической памяти. А уже в зрелые годы открыл для себя его талант журналиста. Чтобы не быть голословным, предложу вниманию читателей этих строк его материал, написанный в связи с очередным юбилеем знаменитого писателя и драматурга Евгения Шварца. Я тогда руководил городской газетой «Вечерний Мурманск» и попросил Николая что-нибудь написать к 110-летию со дня рождения не очень любимого в советские времена мастера. А получилось, не «что-нибудь», а настоящей шедевр, сопряженной с судьбой и самого Николая, и многих известных в Мурманске людей, и историей Мурманского пединститута. Впрочем, судите сами. Статья была опубликована 21 октября, здесь приводится в некотором сокращении, полностью ее можно прочитать здесь.

«Обыкновенное чудо Шварца

…В 1969 году я поступил в Мурманский пединститут и с энтузиазмом молодости окунулся в веселое, представлявшееся совсем беззаботным студенческое житье-бытье. В те времена для первокурсников являлось обязательным посещение факультета общественных профессий. ФОП объединял разнообразные кружки, секции, в которых будущие учителя приобщались к какому-либо виду искусства, мастерства или спорта. По поводу последнего сомнений у меня не было. Туризмом увлекся еще в школе и с удовольствием продолжил «бродить по свету». Другим увлечением стал театр. Появился тогда в городе один режиссер из Ленинграда, который организовал на ФОПе театральную студию. Ему, вероятно, перспективной показалась наша учебная группа первого курса исторического отделения истфилфака, в которой обучалось почти половина ребят. Ведь в педагогическом вузе, где традиционно преобладали представительницы прекрасного пола, подобное редкость. Так я вместе с основной частью сокурсников оказался вовлеченным в театральный водоворот. А вот почему-то наши девушки оказались от него далеки.

Первый наставник вскоре вернулся на брега Невы. Вакантное место руководителя коллектива занял Евгений Сергеевич Федоров, заканчивавший заочное обучение в Щукинском театральном училище. Вначале «база» студии находилась в гарнизонном Доме офицеров, а затем на долгие годы – в Доме культуры железнодорожников. После нескольких постановок не самых известных отечественных пьес, довольно тепло встреченных публикой, Е. С. Федоров надумал замахнуться на своего тезку - самого Евгения Шварца. Выбор пал на «Обыкновенное чудо». В прологе автор поясняет существо своего произведения: «О любви можно говорить и петь песни, а мы расскажем о ней сказку. В сказке очень удобно укладываются рядом обыкновенное и чудесное, и легко поднимаются, если смотреть на сказку как на сказку. Как в детстве. Не искать в ней скрытого смысла. Сказка сказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

Практически все мужские роли в спектакле исполняли мои институтские друзья. Хозяина-волшебника, из принципа не творящего волшебство, самозабвенно играл Юра Веселов. В обличье Министра-администратора блистал характерный Володя Волков. В роли Трактирщика был занят бесшабашный Петр Семков, самый старший по возрасту среди нас. Амплуа героя-любовника - Медведя, центрального персонажа пьесы, пришлось как раз впору Володе Тимофееву. Запоминающийся образ Ученика охотника воплотил на сцене Саша Мавлютов. Нервическим старичком - Первым министром - перед зрителями представал Валя Самойлов, учившийся в группе филологов. А студент физмата Илья Шафиков исполнял гротескную роль Охотника. Мне же выпала маска сумасбродного и взбалмошного Короля. Спектакль получился добротным. Мы играли его не один сезон.

А затем настал черед «Дракона». Пьесу Е. А. Шварц создал в 1944 году. Несомненна ее антивоенная и антифашистская направленность. В то же время это страстное обличение тоталитаризма вообще. Могучий талант Шварца в данном случае проявился и в том, что он в аллегорической форме сумел предугадать будущее своей страны. На смену поверженному Дракону, беспощадному тирану и деспоту, в пьесе является иной дракончик, простоватый на вид, но не менее циничный, жестокий, готовый на все ради власти. Именно так, остро и современно, поставил спектакль Евгений Федоров. Премьера на сцене ДК железнодорожников прошла на "ура". Зал был полон. Помню, как аплодировал самодеятельным артистам сидевший в первом ряду Иван Федорович Ушаков, наш любимый преподаватель. Однако первая постановка «Дракона» оказалась и последней. Спектакль закрыли. А мне, исполнявшему роль Бургомистра, как и нескольким другим коллегам, пришлось провести пару часов в не самом приятном месте областного центра.

Однажды утром, когда я собирался в школу, где проходил практику, раздался звонок в дверь. Открыв, я увидел неприметного человека, предъявившего удостоверение сотрудника Мурманского управления комитета госбезопасности и предложившего проехать с ним. Только в известном здании на проспекте Ленина узнал о причине внимания к моей скромной персоне столь важного ведомства. Меня, что называется, «профилактировали» - заставили подробно описать процесс работы над пьесой, предупредили о вредности продолжения подобных исканий. А в заключение напомнили: не всем, мол, удается завершить высшее образование.

Разумеется, я не стал афишировать ту историю. Рассказал о вынужденном визите только самым близким людям. К «Дракону» мы больше не возвращались. А театральная жизнь некоторое время текла своим чередом. Подобно большинству моих однокурсников, я покинул народный коллектив лишь после армии. Новые заботы, семья требовали все больше времени и сил. Интересно, что двое парней из нашего театра оказались в конце концов в том самом КГБ, который тихо прикрыл «Дракона». Да и вообще, судьбы у всех сложились по-разному. Безвременно ушли из жизни Владимир Волков, Юрий Веселов и Петр Семков. Другие оказались «далече» или навсегда уехали из Мурманска, или замкнулись в себе. С остальными мы дружны по-старому. Дружны во многом благодаря мудрому человеку – Евгению Шварцу».

С праздником, Николай! Удачи, здоровья, новых поездок по стране и миру, кои ты так любишь, новых впечатлений!

Михаил Демин.


Назад