30 ноября 2015 06:47
Эльдар Рязанов скончался на 89-м году жизни
Классик советского и российского кинематографа – режиссер, сценарист, Народный артист СССР Эльдар Рязанов, автор народных комедий "Ирония судьбы", Карнавальная ночь", " Служебный роман" скончался в Москве на 89-м году жизни, сообщил в понедельник его внук Дмитрий Трояновский. За последний год Эльдара Рязанова неоднократно госпитализировали. Причиной смерти режиссера стала острая сердечная недостаточность.
Рязанов родился 18 ноября 1927 года в городе Куйбышеве (ныне Самара) в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра и Софьи Рязановых. Вскоре после его рождения семья переехала в Москву.
Будущий режиссер и сценарист с детства очень любил читать и уже в восьмом классе он не сомневался, что непременно станет писателем.
"Писатель должен знать жизнь – это я усвоил крепко. А я ее совершенно не знал. Мое тогдашнее бытие не представляло интереса – так я считал в то, военное, время… Уж если писать, то о сильных характерах, экзотических далеких странах, о небывалых приключениях, больших страстях, думал я. И пришел к выводу, что, прежде чем освоить писательское дело, я должен выбрать себе такую профессию, которая дала бы возможность познать жизнь", – писал в своих мемуарах Рязанов.
Любимой книгой юного Рязанова был роман Джека Лондона "Мартин Иден", и будущий режиссер принимает решение поступить после школы в Одесское мореходное училище, он даже письмо туда отправил, но ответа в военное время таки и не получил.
После окончания десятилетки экстерном, 17-летний Рязанов узнает от приятеля о существовании института кинематографии и мгновенно принимает решение. В мастерскую Григория Козинцева Рязанов поступил с первой попытки, став самым молодым студентом ВГИКа на курсе.
"Мне пришлось взять сразу стремительный разбег, чтобы догнать своих однокашников, людей взрослых, обладавших жизненным опытом – некоторые из них пришли с фронта. Моя молодость, неопытность, отсутствие взглядов на искусство являлись одновременно и недостатком и достоинством. Достоинство, пожалуй, заключалось в том, что я представлял собой, по сути, мягкую глину, из которой можно вылепить что угодно. Я был открыт для любых знаний, взглядов и теорий, которые захотел бы вложить в меня Мастер", – писал Рязанов.
В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, защитившись документальной лентой "Они учатся в Москве" вместе с однокурсницей Ольгой Фоминой. Молодые режиссёры получили диплом с отличием. После учебы на протяжении 5 лет Рязанов работал на Центральной студии документальных фильмов.
"Каждодневная работа над киножурналами и выпусками новостей толкала к стереотипности мышления. Я чувствовал, что утрачиваю свежесть взгляда, начинаю думать штампами. Я понял надо уходить в художественное кино", – вспоминал режиссер свой "документальный" период.
В 1955 году Рязанов пришел на студию "Мосфильм". Первую музыкальную комедию "Карнавальная ночь" с Людмилой Гурченко и Игорем Ильинским в главных ролях. Рязанов снял с подачи тогдашнего руководителя "Мосфильма", выдающегося режиссера Ивана Пырьева. Сам Рязанов, по его признанию, "не имел никакого желания снимать музыкальную комедию".
В роли Огурцова Рязанов изначально видел актера Петра Константинова. На кандидатуре Ильинского настоял опять-таки Иван Пырьев. Как вспоминал режиссер, худсовет во главе с режиссером Сергеем Юткевичем, посмотрев черновой материал, сочли грядущую комедию "серой, скучной, бездарной и безнадежной".
"Я не думал об успехе, о фестивалях и рецензиях, я мечтал лишь о том, чтобы меня не погнали с работы и дали когда-нибудь поставить еще одну картину. Мне было не до честолюбия. Передо мной стояла только одна задача – выжить", – писал Рязанов.
Комедия вышла на экраны 29 декабря 1956 года. Оглушительный всесоюзный успех "Карнавальной ночи" – на фильм было продано 48,6 миллиона билетов – в одночасье сделал звездой исполнительницу главной роли Людмилу Гурченко.
Комедия "выжила", "пережила" и вот же уже более полувека "живее всех живых" – неизменно собирает у экранов зрителей бывшего СССР, а песня "Пять минут" фактически стала гимном Нового года.
В последующие несколько лет Рязанов снимает комедии, ставшие классикой советского кинематографа: "Девушка без адреса" (1957), "Человек ниоткуда" (1961), "Гусарская баллада" (1962), "Дайте жалобную книгу" (1964), "Берегись автомобиля" (1966)
Комедию "Берегись автомобиля", которая считается критиками лучшей в творчестве Рязанова, режиссер снял по повести Эмиля Брагинского, напечатанной в журнале "Молодая гвардия в 1964 году. Над киносценарием Рязанов и Брагинский работали вместе. Их творческий дуэт сложился на долгие годы, результатом которого стали лучшие советские комедии 70-х: "Зигзаг удачи" (1969), "Старики-разбойники" (1971), "Ирония судьбы, или С легким паром" (1975), "Служебный роман" (1977), "Гараж" (1979).
В роли главного героя Юрия Деточкина Рязанов видел Юрия Никулина, но тот сниматься не смог. Возникла кандидатура Иннокентия Смоктуновского, но актер тоже был занят съемками в Ленинграде. Рязанов готов был ждать, но после съемок Смоктуновский от переутомления заболел и окончательно отказался от роли. На роль Деточкина режиссер пробовал Леонида Куравлева и Олега Ефремова. Ефремов в результате сыграл следователя Подберезовикова. В конце концов, Рязанову удалось уговорить Смоктуновского, взяв с него расписку.
"Это был беспрецедентный случай – режиссер взял с актера расписку, что он будет сниматься! До сих пор в архиве в папке фильма "Берегись автомобиля" вместе с приказами, сметами и календарными планами лежит расписка, в которой сказано: "Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме "Берегись автомобиля", – вспоминает режиссер.
Настойчивость Рязанова себя оправдала. Фильм "Берегись автомобиля" стал культовым, а роль Деточкина наряду с Гамлетом – одна из лучших в актерской биографии Смоктуновского. Главного героя "Берегись автомобиля" увековечили на родине Рязанова, в 2012 году в Самаре к 85-летию режиссера был открыт памятник угонщику-альтруисту. По признанию Рязанова, его герой – Деточкин, "честный, благородный, он должен помогать бедным, стоять на страже угнетенных". Про него он снимает кино всю жизнь.
К съемкам новогодней комедии "Ирония судьбы…" Рязанов приступил в 1974 году.
"Госкино, и "Мосфильм" не хотели запускать комедию в производство ни в одной серии, ни даже как короткометражку", – вспоминал Рязанов. А режиссер не хотел сокращать диалоги пьесы, написанной им в соавторстве с Брагинским, дабы не упрощать развитие взаимоотношений героев. Стало ясно, что фильм должен быть двухсерийным, но "делать двухсерийный фильм о любовных похождениях загулявшего доктора – да кому это надо?" Не позволят. Тогда у Рязанова возникла идея сделать фильм телевизионным. И режиссер оказался прав, настояв на своем.
Фильм получил Государственную премию СССР, стал самым популярным в истории советского и российского кино. Женя Лукашин и Надя в исполнении Андрея Мягкова и польской актрисы Барбары Брыльска настолько полюбились зрителям, что вот уже 40 лет без них не обходится ни одно новогоднее застолье на всем советском и постсоветском пространстве.
В период с середины 70-х до начала 80-х Рязанов снимает "Служебный роман" с Андреем Мягковым и Алисой Фрейндлих в главных ролях, "Гараж", "Вокзал для двоих", "Невероятные приключения итальянцев в России", "О бедном гусаре замолвите слово". Комедии творческого тандема Рязанов-Брагинский неизменно бьют все рекорды в прокате и расходятся на цитаты: "Какая гадость эта ваша заливная рыба", "Ой, тепленькая пошла", "Потрите мне спинку", "Походка свободная, от бедра", "Подумайте, какая цаца!".
Режиссуру Рязанов успешно совмещает с работой ведущего телепередачи "Кинопанорама" (1979-1985). Кроме того, на телевидении им было создано более 200 авторских программ.
В 1980-1990-е годы Рязанов снимает фильмы: "Жестокий романс", по мотивам пьесы А.Н.Островского "Бесприданница", "Забытая мелодия для флейты", "Дорогая Елена Сергеевна", "Небеса обетованные", "Предсказание", "Привет, дуралеи!", "Старые клячи", "Тихие омуты". "Тихие омуты" стал последним фильмом, созданным Рязановым в соавторстве с Брагинским, в 1998 году драматург ушел из жизни.
В 2002 году Эльдар Рязанов становится президентом Российской академии кинематографических искусств "Ника". Этот пост он занимал до 2007 года. В 2005 году режиссер открыл киноклуб "Эльдар" – "центр отечественной комедии", по определению самого Рязанова. Параллельно Рязанов продолжает снимать кино. В это период выходят комедия "Ключ от спальни" по одноименному фарсу Жоржа Фейдо, биографическая лента "Андерсен. Жизнь без любви" и "Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя".
Фильм-мюзикл, посвящённый 50-летнему юбилею фильма, впервые бы показан на телевидении в новогоднюю ночь 2007 года, сразу после оригинала 1956 года и обязательной к просмотру "Иронии судьбы…"
За выдающиеся кинематографические заслуги Эльдар Рязанов награжден двумя орденами Трудового Красного знамени (1969, 1977), Государственной премией СССР (1977), Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых (1979), орденом "Дружбы народов", орденами "За заслуги перед Отечеством" II и III степеней (1996, 2008), французскими орденом Почетного легиона и орденом Искусств и литературы.
Эльдар Рязанов был трижды женат. Первая супруга – Зоя Фомина (1924 г. р.), режиссёр (1950-1970-е годы). Дочь – Ольга Эльдаровна Рязанова (1951 г. р.), окончила МГУ, филолог, киновед. Внук – Дмитрий Трояновский, телекорреспондент.
Вторая супруга – Нина Григорьевна Скуйбина (1930-1994), редактор Мосфильма (1970-1994).
Третья супруга – Эмма Валериановна Абайдуллина (1941 г. р.), киноредактор.