27 октября 2024 16:20
Николай Караченцов – талантливый советский и российский актер театра и кино, певец, Народный артист РСФСР. К 80-летию со дня рождения
Николай Петрович Караченцов – советский и российский актёр театра и кино; народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Николай Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве, на Чистых прудах.
Отец – Пётр Яковлевич Караченцов (1907-1998) много лет проработал в журнале «Огонёк» художником-графиком, заслуженный художник РСФСР. Мать – Янина Евгеньевна Брунак (1913-1991), балетмейстер-постановщик, ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах, участвовала в постановке спектаклей в Большом театре, Казанском музыкальном театре, Музыкальном театре Улан-Батора в Монголии, вела балетное училище и организовала Первый национальный ансамбль Вьетнама, работала в Сирии, в Лондоне.
В 1963 году поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил с отличием в 1967 году. Его роли в студенческих спектаклях «Метелица» и «Иван Васильевич» получили высокую профессиональную оценку.
Обычно выпускников школы автоматически «распределяли» во МХАТ, но в 1967 году в Театре имени Ленинского комсомола (с 1991 года – «Ленком»), в связи с уходом с поста главного режиссёра Анатолия Эфроса, сложилась катастрофическая ситуация недобора актёрского состава, и Караченцов в числе десяти лучших студентов был распределён в этот театр. Среди его первых работ – постановки, поставленные ещё Эфросом: спектакли «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино», «Страх и отчаяние в третьей империи», «Прощай, оружие!».
Приход в 1973 году в театр Марка Захарова перевернул жизнь театра. После успешной пробы Караченцова в первом спектакле «Автоград 21» (1973) Захаров пригласил актёра на главную роль Тиля Уленшпигеля в своём следующем спектакле «Тиль» (1974). Пьесу по роману Шарля де Костера сочинил драматург Григорий Горин, а музыку к постановке написал композитор Геннадий Гладков. Спектакль произвёл эффект разорвавшейся бомбы: острые реплики, непривычно смелые зонги. Великолепно сыгранный Караченцовым образ Тиля – шута, хулигана и бунтаря – стал «кумиром» советской молодёжи 1970-х годов, а роль Тиля Уленшпигеля принесла ему репутацию синтетического актёра – певец, мим и акробат. Из репертуара театра «Тиль» был снят лишь в 1991 году. Заслуженной известностью пользовалась также рок-опера композитора Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (по мотивам поэтической драмы Пабло Неруды), поставленная Марком Захаровым в 1976 году. В ней Караченцов сыграл сразу две роли – главаря рейнджеров и Смерть. Эта постановка шла в театре вплоть до 1993 года.
Самой же известной театральной работой Караченцова является роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось» – спектакле, ставшем визитной карточкой «Ленкома». Премьера состоялась 9 июля 1981 года (музыка Алексея Рыбникова, либретто Андрея Вознесенского). Поскольку Караченцов на тот момент не обладал нужным уровнем вокального мастерства, он в процессе работы над спектаклем стал брать уроки у музыканта Павла Смеяна, который играл в «Юноне…» роль Главного сочинителя. При этом существовала своеобразная вокальная поддержка – во время спектаклей Смеян «вытягивал» за Караченцова высокие ноты, которые тот не мог взять.
В 1983 году спектакль был записан по трансляции для телевидения и в том же году знаменитый французский кутюрье Пьер Карден представил «Юнону и Авось» французской публике в театре «Эспас Карден» в Париже, затем последовали триумфальные гастроли по всему миру: спектакль был показан в США, Германии, Нидерландах и других странах. Караченцов стал одним из ведущих актёров Ленкома, Захаров начал привлекать его к участию во многих спектаклях. В театре Караченцов сыграл десятки ролей в постановках всех жанров: драмы, мюзиклы, комедии, рок-оперы. Его герои – совершенно разные по характеру, но всегда выразительные, запоминающиеся. Вниманием зрителей пользовались такие постановки с его участием, как «Оптимистическая трагедия», «Диктатура совести», «Школа для эмигрантов», «…Sorry», «Чешское фото». Среди последних театральных ролей актёра – светлейший князь Александр Меншиков в «Шуте Балакиреве» и Доменико Сориано в «Городе миллионеров».
В кино Николай Караченцов начал сниматься в 1967 году: первыми фильмами с его участием стали «Штрихи к портрету В.И. Ленина», «…И снова май». Но активно сниматься в кино он начал только после триумфа «Тиля». Марк Захаров не задействовал его в своих экранных работах, за исключением небольших ролей в телевизионных лентах «12 стульев» (1976) и «Дом, который построил Свифт» (1982). Тем не менее, уже в начале своей кинокарьеры Караченцов сыграл одну из лучших своих ролей – Бусыгина в экранизации пьесы Александра Вампилова «Старший сын» (1975). Эта роль принесла ему первую известность. Начиная со второй половины 1970-х годов Караченцов становится одним из наиболее снимаемых актёров; все сложные каскадёрские трюки в картинах он всегда исполнял сам. Николай Караченцов с равным успехом снимался в фильмах различных жанров – музыкальных, детских, приключенческих, драматических.
Популярности ему прибавили роли в таких картинах, как «Собака на сене», «Благочестивая Марта», «Ярославна, королева Франции», «Приключения Электроника», «Трест, который лопнул», «Белые росы», «Батальоны просят огня», «Человек с бульвара Капуцинов», «Раз, два – горе не беда!», «Криминальный квартет», «Светлая личность», «Дежа вю», «Ловушка для одинокого мужчины», «Чокнутые», «Петербургские тайны», «Королева Марго», «Досье детектива Дубровского», «Тайны дворцовых переворотов» и многие другие. Всего в послужном списке Николая Караченцова более 100 ролей в кино. Он также работал на дублировании зарубежных фильмов, озвучивал на русском языке многих персонажей французского актёра Жан-Поля Бельмондо. Кроме того, принимал участие в озвучивании многих мультфильмов, много работал на телевидении и радио.
За 40 лет своей актёрской и музыкальной деятельности артист исполнил более 200 песен. В кино актёр впервые запел в фильме «Собака на сене», благодаря Геннадию Гладкову. Основными композиторами, с которыми артист сотрудничал на протяжении многих лет, являются – Максим Дунаевский, Елена Суржикова, Владимир Быстряков и Рустам Неврединов. Дунаевский помог Караченцову по-настоящему постичь профессию певца, научил его петь правильно. В 1987 году Караченцов был одним из первых артистов в СССР, на чьи песни стали сниматься отечественные музыкальные клипы. Песни Дунаевского артист исполнял в известных кинокартинах «Трест, который лопнул», «Маленькое одолжение», «Опасно для жизни!», «Светлая личность», «И чёрт с нами!», а в 1994 году записал сольный альбом «Моя маленькая леди», в который вошло 10 композиций Максима Дунаевского на стихи поэта Ильи Резника. С композитором Владимиром Быстряковым актёр тесно сотрудничал, в течение восьми лет работал над музыкально-поэтическим циклом «Дорога к Пушкину». Кроме этого, он спел такие песни Быстрякова, как «Леди Гамильтон», «Ехать – значит ехать…», «Юбилей» и др. Караченцов активно работал так же с композитором и поэтессой Еленой Суржиковой, которая как никто сумела передать в своих песнях переживания актёра. Её песни в исполнении Николая Петровича («Звёзды сошли с небес…», «Я не солгу!», «Казино», «Высший пилотаж» и др.) стали известными хитами. Одна из самых любимых песен Николая Караченцова – «Звёзды сошли с небес…». Это песня-исповедь, которую он записал в июле 2004 года, незадолго до аварии. Супруга актёра Людмила Поргина считает эту песню пророческой. Именно поэтому первая строчка из песни «Звёзды сошли с небес…» стала названием концерта в театре «Ленком», посвящённого 70-летию Николая Караченцова, а в 2007 году было принято решение дать название этой песни концерту-презентации, посвящённому выходу «Антологии песен Николая Караченцова» – практически полного собрания записей актёра за все годы творческой жизни. Композитор Рустам Неврединов написал специально для актёра композиции «Мой поезд ещё не ушёл» и «Судьба актёрская», а затем – с благословения Патриархии молитву «Архангел Михаил», которую Николай Караченцов исполнил со сцены Кремлёвского Дворца съездов с хором Министерства обороны. 19 марта 2004 года Николай Караченцов был удостоен премии «Шансон года» за исполнение в дуэте с певицей Галиной Журавлёвой песни «Дни сентября» (муз. Рустама Неврединова, сл. Елены Голубенковой). С начала 1990-х годов Караченцов долгие годы являлся председателем жюри фестиваля актёрской песни имени Андрея Миронова.
В 1991 году избирался секретарём Союза театральных деятелей России. Являлся академиком Российской академии кинематографических искусств «НИКА».
В 1994 году совместно со своим другом каскадёром и педагогом Николаем Астаповым создал в Красноармейске «Школу искусств Николая Караченцова» («ШИК»), в которой дети обучались в различных направлениях – от танцев до живописи, от фехтования до верховой езды. Но наибольших успехов они добились в степе.
Одним из главных увлечений Николая Караченцова был теннис. Он не раз становился участником ряда теннисных турниров, в том числе «Большой шляпы», «Марко-Гаррос», за кубок «Большого колпака». В 1994 году в паре с телеведущим Борисом Ноткиным был допущен играть с первым президентом РФ Борисом Ельциным. Среди постоянных партнёров Караченцова по теннису были профессиональный теннисист и тренер Шамиль Тарпищев, композитор Максим Дунаевский и поэт Юрий Ряшенцев.
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2009), Почёта (1997). Караченцов – «Народный артист РСФСР» (1989), лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 2002 года. Лауреат Медали имени Михаила Чехова (2009), приза «Лучшая мужская роль» на кинофестивале «Бригантина» за фильм «Львиная доля» (2002), премии «Шансон года» (2004), Российской национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» (2011), премии Владимира Высоцкого «Своя колея» (2005), премии «Музей шансона» за вклад в развитие жанра (2015), Золотого ордена «Служение искусству» (2016). Портрет Николая Караченцова изображён на монете достоинством в 1 новозеландский доллар, посвящённой рок-опере «Юнона и Авось».
Около полуночи 27 февраля 2005 года Караченцову, находившемуся на даче в посёлке Валентиновка на северо-востоке Московской области, позвонила жена и сообщила, что её мать, Надежда Степановна Поргина (1922-2005), скончалась от рака. Вместе со свояком Андреем Кузнецовым Караченцов немедленно поехал к супруге в квартиру на юго-западе Москвы. Ночью, уже 28 февраля, в Москве, на обледенелой дороге Мичуринского проспекта напротив кинотеатра «Литва» автомобиль, за рулём которого был Караченцов, попал в аварию. Караченцов вёл машину, не пристегнувшись ремнём безопасности и превышая допустимую скорость. Он резко затормозил, увидев впереди пути железнодорожного переезда. Машину развернуло и занесло сначала в бордюрный камень, а затем в фонарный столб, удар пришёлся на переднюю левую стойку и водительскую дверь. В результате удара сработала подушка безопасности со стороны пассажира, но не со стороны водителя. Караченцов получил серьёзную черепно-мозговую травму и тупую травму живота, также у него были сломаны три ребра. Он был доставлен в больницу, где ему той же ночью была сделана трепанация черепа и проведена операция на головном мозге. Позже он был перевезён в Институт Склифосовского. 26 дней Караченцов пролежал в коме. В начале июня был переведён в Центр патологии речи и нейрореабилитации.
Лишь в мае 2007 года Караченцов смог подняться на сцену, показавшись зрителям во время гала-концерта «Звёзды сошли с небес…». Тогда, в 2007 году, его супруга Людмила Поргина совместно с другом семьи продюсером Максимом Фёдоровым и директором Караченцова Мариной Ширшиковой выпустила «Антологию песен Николая Караченцова» (полное собрание на 12 компакт-дисках). «Антология песен Николая Караченцова» вышла небольшим подарочным тиражом 1500 экземпляров.
1 октября 2009 года Караченцов вновь появился перед публикой на презентации совместного с композитором Еленой Суржиковой компакт-диска «Я не солгу!».
В марте – апреле 2011 года Николай Караченцов проходил курс лечения в одной из клиник Израиля. Было отмечено, что его речь улучшилась. После лечения в трёх клиниках тибетской медицины в Москве Поргиной посоветовали отвезти мужа в Китай – в клинику восточной медицины.
В январе – мае 2013 года Николай Караченцов проходил курс лечения в клиниках Пекина. Но двухмесячное лечение в Китае травами, массажами и иглоукалыванием не принесло ожидаемых результатов, актёру стало только хуже – он стал передвигаться исключительно на коляске. Однако Поргина заявила, что лечение в Китае дало плоды: Караченцов снова начал ходить, и в сентябре они снова отправились в Пекин – в неврологическую клинику. Вторая поездка продолжалась месяц, деньги на неё помогли собрать коллеги-актёры и режиссёры. Караченцову делали внутривенные вливания из трав, физиотерапию, массаж и иглоукалывание. После этой поездки, по словам жены, он стал более выносливым, начал самостоятельно ходить с палочкой по дачному участку, побывал в Санкт-Петербурге на опере в Мариинском театре.
В октябре 2013 года Караченцов сыграл небольшой эпизод в фильме «Белые росы. Возвращение», где показано, как после долгого отсутствия его персонаж Василий возвращается домой к жене. Поскольку речь актёра после автокатастрофы была затруднена и он был достаточно слаб физически, эта эпизодическая роль была практически без слов. Фильм снимался в Минске и в Гродненской области на киностудии «Беларусьфильм».
26 октября 2014 года в театре «Ленком» прошёл юбилейный вечер Николая Караченцова «Я здесь!».
1 ноября 2014 года в Литературном кафе «Московского дома книги» прошёл творческий вечер Николая Караченцова, посвящённый выходу двойного компакт-диска «Лучшее и неизданное», приуроченного к 70-летию актёра.
Около 19:30 27 февраля 2017 года Караченцов вновь попал в серьёзное ДТП. Автомобиль Toyota Highlander под управлением жены Караченцова, в котором также находились сам Караченцов, родственница и медсестра, столкнулся с «Газелью» в посёлке Загорянский Щёлковского района Московской области, неподалёку от дачи актёра. При столкновении автомобиль перевернулся. Караченцов был доставлен в больницу. Позднее правоохранительные органы выяснили, что Поргина находилась в состоянии алкогольного опьянения и пересекла сплошную полосу, грубо нарушив ПДД. По версии Поргиной, 0,3 промилле алкоголя, обнаруженные в её крови – остатки джин-тоника, выпитого ею накануне, а в день ДТП она ничего не ела. 3 марта 2017 года актёр был выписан из больницы.
В сентябре 2017 года у Караченцова была диагностирована неоперабельная раковая опухоль в левом лёгком. В начале октября 2018 года он был госпитализирован в 62-ю онкологическую больницу Москвы.
Николай Караченцов скончался в реанимации 62-й онкологической больницы в 8 часов 50 минут в пятницу 26 октября 2018 года в канун своего 74-летия из-за отказа почек. Прощание с Николаем Караченцовым состоялось 29 октября в театре «Ленком». В тот же день отпевание актёра в столичном храме Воскресения Словущего на Успенском вражке в Брюсовом переулке, прихожанином которого он был, совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Караченцов похоронен на Троекуровском кладбище. В день рождения артиста, 27 октября 2019 года, на его могиле был установлен памятник.
Жена (с 01.08.1975) – Людмила Поргина (род. 24 ноября 1948) – актриса, Заслуженная артистка РФ, прожили в браке 43 года. Сын – Андрей Караченцов (род.1978), окончил МГИМО, адвокат, генеральный директор Культурного фонда Николая Караченцова.
Невестка – Ирина Васильевна Караченцова (урождённая Малышева; род. 14 мая 1978) – врач акушер-гинеколог, доцент, кандидат медицинских наук, преподаватель РНИМУ им. Пирогова, кафедра акушерства и гинекологии. Внук – Пётр Караченцов (род. 2002). Внучка – Янина Караченцова (род. 2005), названа в честь матери Николая Караченцова Янины Евгеньевны Брунак. Внучка – Ольга Караченцова (род. 2015).