27 октября 2024 10:06
Михаил Жаров – великий советский актер и режиссер театра и кино, Народный артист СССР. К 125-летию со дня рождения
Михаил Иванович Жаров – русский и советский актёр и режиссёр театра и кино. Герой Социалистического труда, народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий. Кавалер трёх орденов Ленина.
Михаил Иванович Жаров родился 15 (27) октября 1899 года (по другим данным и по официальным документам 15 (27) октября 1900 года) в Москве в семье типографского рабочего. Его отец был подкидышем, которого нашли у Николаевского приюта с прикреплённой запиской: «Назовите мальчика Иваном». Фамилию получил от своей наставницы. Повзрослев, освоил профессию печатника. Мать, Анна Семёновна Дроздова, была из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии. В девять лет осталась круглой сиротой. Тогда старший брат, работавший обер-кондуктором на железной дороге, помог ей перебраться в Москву и устроил на работу в прачечную. Там она и познакомилась с Иваном Жаровым. В браке родились сын и три дочери.
Семья жила рядом с Екатерининским парком, где часто выступали актёры. Кроме того, Михаил рано увлёкся кинематографом и вместе с сестрой Лидой по шесть часов просиживал в кинотеатрах. В 1913 году отец устроил его учеником наборщика в типографию, где работал сам.
С 1915 года работал администратором и помощником режиссёра в труппе Оперного театра Зимина. Там же ему впервые начали доверять роли статистов.
В 1918 году поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций. В том же году дебютировал на сцене театра, сыграв Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы». По окончании студии в 1920 году некоторое время служил в Опытно-героическом театре, затем – в Первом передвижном фронтовом художественном театре классической комедии. В 1921 году выступал на сцене Рогожско-Симоновского театра имени А.К. Сафонова, однако в том же году перешёл в Театр ГИТИСа, где с успехом играл эпизодические острохарактерные роли. Участвовал в театральном движении «Синяя блуза».
Актёр был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя всё же почувствовал, когда ушёл от увлекавшегося эксцентрикой Всеволода Мейерхольда и начал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях.
Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ в «Зойкиной квартире» (1927) по Михаилу Булгакову, балагур Васька Окорок в «Бронепоезде 14-69» (1927) по Всеволоду Иванову, демобилизованный будённовец в «Первой Конной» (1929) и грубоватый матрос Алексей в «Оптимистической трагедии» (1933) по Всеволоду Вишневскому.
В 1926-1927 и в 1929 годах играл в Бакинском рабочем театре, в 1928 году – в Казанском Большом драматическом театре, в 1930 году – в Реалистическом театре. В 1931 году перешёл в Камерный театр, где служил до 1938 года.
С 1938 года и до конца жизни служил актёром Малого театра, где наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова. Здесь он играл в основном роли классического репертуара. Кроме того, выступал как режиссёр театральных спектаклей.
Много лет был общественным директором Центрального Дома актёра им. А.А. Яблочкиной. Был членом президиума Всероссийского театрального общества и членом правления Союза кинематографистов СССР.
В кино дебютировал эпизодической ролью опричника в фильме «Царь Иван васильевич Грозный» (1915). Первую большую роль красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью». В те годы Михаила Жарова считали непревзойдённым мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орёл», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки»).
Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.
В 1930-е годы благодаря кино к артисту пришла всенародная слава. Он был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры. В 1931 году он сыграл одну из самых известных своих ролей – бандита Жигана в первом художественном звуковом фильме СССР «Путёвка в жизнь» Николая Экка. В фильмах Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Возвращение Максима» (1937) и «Выборгская сторона» (1938) он исполнил роль самодовольного конторщика Дымбы.
У Владимира Петрова он снялся в двух фильмах: «Гроза» (1934) в роли весёлого озорника Кудряша и «Пётр Первый» (1937-1938) в роли добродушного, неунывающего царедворца Меншикова. У Исидора Анненского он сыграл сразу несколько чеховских ролей: громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова в водевиле «Медведь» (1938), жизнерадостного учителя Коваленко в комедии «Человек в футляре» (1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова в драме «Анна на шее» (1954).
В военные годы сыграл удалого казака Перчихина в историко-революционной эпопее братьев Васильевых «Оборона Царицына» (1942) и Малюту Скуратова — хитрого, жестокого, «себе на уме» выходца из среды провинциального дворянства, сумевшего стать правой рукой царя – в исторической драме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944).
После войны дебютировал как режиссёр с военной комедией «Беспокойное хозяйство» (1946), где также снялся сам вместе со своей третьей женой Людмилой Целиковской, с которой часто появлялся на экране на протяжении недолгой супружеской жизни (1943-1948 годы).
Всего актёр снялся более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой – сельский милиционер Анискин. Его приключения составили целый мини-сериал: «Деревенский детектив» (1968), «Развод по-нарымски» (1972, телеспектакль), «Анискин и Фантомас» (1973) и «И снова Анискин» (1978). Последние два фильма он также снял как режиссёр. Роль для актёра была программная: его Анискин – деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.
Михаил Иванович Жаров – Герой Социалистического Труда (1974), Заслуженный артист Республики (1935), Народный артист РСФСР (1944), Народный артист СССР (1949), Народный артист Азербайджанской ССР (1964). Лауреат Сталинских премий первой степени (1941, 1942) – за исполнение роли князя А.Д. Меншикова в фильме «Пётр Первый» (1937, 1938) и за исполнение роли казака Перчихина в фильме «Оборона Царицына» (1-я серия), Сталинской премии второй степени (1947) – за исполнение роли Михаила Михайловича Харитонова в спектакле «За тех, кто в море!» Б.А. Лавренёва.
Жаров также награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1938 — в связи с выпуском выдающихся кинофильмов, получивших единодушное одобрение зрителей, «Ленин в Октябре», «Петр I» и колхозный фильм «Богатая невеста», 1949), орденом Красной Звезды (1944), тремя орденами Ленина (1967, 1970, 1974), орденом Октябрьской Революции (1979), медалями.
Михаил Жаров увлекался филателией, коллекционировал почтовые марки по темам «искусство» и «портреты на почтовых марках». Плохо относился к коммерциализации филателии, видел в марке нравственное и воспитательное начало. Был коллекционером миниатюрных книжек, членом Московского Клуба любителей миниатюрных книг.
Михаил Жаров скончался 15 декабря 1981 года на 83-м году жизни в Москве от перитонита. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Был несколько раз женат. Первая жена (1919-1928) – Надежда Гузовская (1898-?), заслуженная учительница, преподаватель русского языка. Жила в Москве на улице Новопесчаной, а в последние годы с матерью и сестрой Лидией – в Минске. Сын – Евгений (1921-1995), актёр театра в Ленинграде, жена Яна, дочь Елена. Был очень похож на отца внешностью и голосом.
Вторая жена (1928-1942) – Людмила Полянская. В браке родились два сына, умершие во младенчестве.
Третья жена (1943-1948) – Людмила Васильевна Целиковская (1919-1992), актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1963).
Четвёртая жена (с 1949) – Майя Гельштейн-Жарова (1930-1991), дочь известного врача-кардиолога Элиазара Гельштейна. Дочь – Анна (род. 1951), актриса Малого театра, дочь –Елизавета (род. 1953), работала художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм».
На доме на Котельнической набережной Москвы, где жил актёр, установлена мемориальная доска.