В Мурманске начался удивительный сезон: белых ночей и полярного дня

А 21 мая (на день раньше из-за високосного года) в Мурманске наступит полярный день, который продлится два месяца. Солнце не будет заходить за горизонт до 22 июля. После окончания полярного дня наступит вторая серия белых ночей. Она продлится с 23 июля по 11 августа

Московское метеобюро о погоде в мае

"Май по всем расчётам ожидается с температурой выше климатической нормы", – рассказала Позднякова. Она добавила, что сильных ливневых дождей на май пока что не прогнозируется

Рыбак в Териберке поймал 46-килограммовую треску

«Новый рекорд этого сезона – треска 46 кг», – говорится в паблике «Моя Териберка» | интернет-газета»

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2024 года

6 – День герба и флага города Москвы

Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Сегодня – Всемирный день цирка

Ежегодно в третью субботу апреля во всем мире отмечается Всемирный день цирка (World Circus Day). В 2024 году этот день приходится на 20 апреля.

Этот праздник впервые прошел в 2010 году. С инициативой его ежегодного проведения выступили Европейская цирковая ассоциация (European Circus Assotiation) и Всемирная федерация цирка (Federation Mondiale du Cirque). Дата была выбрана не случайно: в 2008 году именно в третью субботу апреля был впервые отмечен Европейский день цирка.

Европейская цирковая ассоциация была создана в 2002 году для объединения цирков Европы. Всемирная федерация цирка была основана в 2008 году в Монте-Карло под патронажем принцессы Монако Стефании.

Всемирный день цирка был учрежден с целью показа цирка во всем его великолепии и призван отдать должное вкладу циркового искусства в культуру народов мира. В праздновании принимают участие цирковые организации из многих стран, в том числе Австралии, Белоруссии, Венгрии, Германии, Испании, Италии, России, США, Франции.

Истоки возникновения цирка уходят в далекое прошлое. Выступления акробатов, жонглеров, дрессировщиков, комиков были известны еще в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. В Древней Армении в амфитеатрах городов Тигранакерт и Арташат устраивались как театральные, так и цирковые представления, с начала нашей эры подобные представления были и в Грузии.

С XII века в Европе возникли школы верховой езды, которые готовили наездников, там же дрессировали лошадей для военных действий и для турниров. В этих школах проводились показательные выступления, которые постепенно переносились на городские площади, где с учетом специфики работы с лошадьми устраивались специальные круглые манежи.

Первый стационарный цирк возник в 1768 году в Англии. Его основал бывший военный Филип Астлей, ставший наездником. До 1770 года его представления состояли только из показательных трюков. Потом появился клоун, музыканты и другие участники его шоу. В 1779 году он построил здание крытого цирка – "Амфитеатр Астлея", которое имело все признаки современного цирка (куполообразная крыша, круглая форма зрительного зала, расположение манежа, оркестра и сцены).

В 1782 году в Париже (Франция) Астлей открыл амфитеатр (один из 19 стационарных цирков, которые он построил за свою жизнь). Астлей определил оптимальный диаметр цирковой арены – 42 фута (13 метров), который до сих пор используется в современных цирках. В 1782 году бывший сотрудник Астлея Чарльз Хьюз ввел термин "цирк"(от лат. circus – круг).

К началу XIX века в Европе в стационарных и полустационарных цирках культивировались пышные зрелищные представления, приспособленные ко вкусам аристократии: искусство наездников и дрессировки лошадей, театрализованные феерии, прославлявшие конные маневры и сражения и т.д. В балаганах и на площадях давали представления акробаты, гимнасты, эквилибристы, клоуны-фигляры. С технической революцией трансформировались и множились аттракционы от "гонок по вертикальной стене" до "полета из пушки на луну", от "феерий на воде" до бурного всплеска новых возможностей "иллюзиона".

К началу XX века структура циркового представления кардинально изменилась. В стационарном цирке появились коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. После введения страховочной сетки были усложнены трюки воздушной гимнастики, где возникло новое амплуа – "ловитор" (артист, страхующий и ловящий летящих партнеров), и впервые был исполнен номер "перекрестный полет". В искусстве канатоходцев пеньковый канат был заменен на более прочный металлический трос, что дало им возможность исполнять ложные акробатические пирамиды. Появился новый жанр: икарийские игры. Акробаты и гимнасты получили подкидную доску, увеличившую высоту прыжка.

Истоки русского цирка находились в выступлениях странствующих артистов-скоморохов, известных с XI века. В XVIII веке все большее распространение получили ярмарочные балаганы на народных гуляниях, где выступали акробаты, гимнасты, жонглеры.

В начале XIX века цирковые представления проводились в манеже графа Завадовского в Петербурге, было построено специальное здание для конных выступлений на Крестовском острове. В 1849 году в Петербурге открылся казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров. В 1853 году был построен стационарный цирк в Москве на Петровке. В провинции работали передвижные цирки.

В декабре 1877 года в Петербурге состоялось торжественное открытие первого в России каменного здания, построенного с учетом цирковой специфики. Инициатива его постройки принадлежала итальянскому наезднику и дрессировщику Гаэтано Чинизелли, главе большой цирковой династии.

В РСФСР в 1919 году был подписан Декрет Совета Народных Комиссаров "Об объединении театрального дела", по которому все цирки страны стали государственными. В Советском Союзе они входили во Всесоюзное объединение "Союзгосцирк", созданное в 1957 году на базе Главного управления цирками. После распада СССР в 1992 году "Союзгосцирк" был преобразован в компанию "Российский цирк", а в 1995 году – в организацию федерального подчинения "Российская государственная цирковая компания" ("Росгосцирк"). Это самая крупная цирковая компания не только в Европе, но и в мире, она объединяет 36 стационарных цирков и пять цирков-шапито по всей России. Такого количества стационарных цирков, как в России, нет нигде в мире.

В "Росгосцирке" работают около пяти тысяч сотрудников. Среди артистов российского цирка – сотни победителей престижных международных фестивалей и конкурсов.

Уникальная система "Росгосцирка", основанная на так называемом цирковом конвейере, сегодня представляет более 290 оригинальных цирковых номеров и аттракционов. Над их постановкой работают лучшие цирковые режиссеры, хореографы, композиторы. В цирковых представлениях "Росгосцирка" задействовано 1,1 тысячи животных самых разных видов.

Артистические кадры компании пополняются выпускниками Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша), а также участниками любительских цирковых коллективов. Но главный источник кадров – цирковые династии, многие из которых работают уже более полутора веков.

Во Всемирный день цирка для его поклонников организуются карнавалы, шествия, цирковые представления, благотворительные акции, выставки детского рисунка, фотосессии и мастер-классы с участием артистов гастролирующих программ и др.

В России главными цирковыми событиями 2024 года станут четыре фестиваля, организатором которых выступил "Госгосцирк".

В мае в Сочи откроется II Международный инклюзивный цирковой фестиваль "Обыкновенное чудо необыкновенных детей", участие в котором примут дети с особенностями развития. Это мероприятие помогает сформировать толерантное отношение к особенным людям и повысить значение и роль циркового искусства в социально-творческой реабилитации детей.

В сентябре пройдет III Международный фестиваль циркового искусства "Без границ", в рамках которого на манеже цирка Чинизелли в Санкт-Петербурге выступят сильнейшие представители цирковой индустрии из разных стран. В 2023 году в мероприятии приняли участие 200 артистов из 16 стран мира: Китая, Японии, Мексики, Вьетнама, Казахстана, Киргизии и др.

В октябре на манеже Саратовского цирка состоится X Международный фестиваль "Принцесса цирка" – единственный в мире конкурс, который призван подчеркнуть роль женщин в уникальном и разнообразном искусстве цирка и выявить одаренных артисток из различных регионов России и других стран мира.

В декабре в Туле пройдет II Международный детский и молодежный цирковой фестиваль "На языке мира", который призван дать возможность юным дарованиям, начинающим свой путь в цирковом мире, продемонстрировать свои способности общественности и экспертам мирового уровня.

Кроме того, в Москве проходят два фестиваля, неизменно собирающих большое число участников, – Всероссийский цирковой фестиваль детского и юношеского творчества "Никулинская весна в Кузьминках" под эгидой Школы циркового искусства имени Ю.В. Никулина, в котором принимают участие детские самодеятельные цирковые коллективы, воспитанники организаций для детей-сирот, дети с особенностями развития, и Всемирный фестиваль циркового искусства "Идол" на базе Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского, в котором зрители могут увидеть лучшие цирковые номера, отобранные комиссией специалистов.

 

 


Назад