16 января 2015 18:52
Скончалась народная артистка России Римма Маркова
Народная артистка России Римма Маркова скончалась на 90-м году жизни в четверг после продолжительной болезни, она будет похоронена на Николо-Архангельском кладбище в Москве, сообщили в Гильдии актеров в пятницу вечером.
"После продолжительной болезни 15 января в 6.30 утра скончалась Римма Васильевна Маркова. Прощание будет завтра, 17 января, на Николо-Архангельском кладбище", – сообщили в Гильдии.
О Римме Васильевне часто пишут, что она полюбилась зрителям за роли эпизодические – узнаваемое лицо, незабываемая манера речи, яркая характерность даже безымянных персонажей…
Но была в кинокарьере Риммы Марковой и судьбоносная главная роль в успешном, отмеченном многочисленными наградами, фильме 1967 года «Бабье царство», где она сыграла русскую крестьянку Надежду Петровну, колхозницу, которая пережила вместе со своей деревней оккупацию, потеряла всех родных, но все равно нашла в себе силы бороться до конца и вернуться к работе на родной земле после окончания войны.
Успех картины был невероятным, а Маркова прославилась на весь Союз, навсегда закрепив за собой образ сильной, волевой, но простой женщины, той самой, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», не отступит перед самыми страшными испытаниями и всей душой ненавидит неправду в любых ее проявлениях.
«Я всегда говорю, что думаю», – эта фраза у Риммы Васильевны звучала не красивыми словами, это был ее девиз по жизни, которому она следовала неукоснительно. За это ее уважали – и недолюбливали. Те, кому ее «что думаю» приходилось не по вкусу.
Собственно, в «Бабьем царстве» Маркова фактически играла саму себя. Родилась актриса в 1925 году, в крестьянской семье – мать и отец происходили из бедных многодетных семей, необразованных, вечно нуждающихся. Волей случая отец Марковой попался на глаза режиссеру Саратовского драматического театра, и, неожиданно для себя, стал актером. Он был замечательным рассказчиком, соседи и зрители заслушивались, забывая обо всем.
Понятно, что его дети – дочь Римма и сын Леонид едва ли не с пеленок принимали участие в спектаклях, и другого призвания, кроме театра, в своей жизни не видели. Окончив школу, так вдвоем и поехали поступать в театральный в Москву – почти без денег, зато с целым чемоданом сладких груш. Думали продать и жить на заработанные деньги, а в итоге почти все груши пришлось съесть самим. Маркова потом их долго на дух не переносила. Но оба поступили в театральную студию при Театре Ленинского комсомола, и так началась актерская судьба Марковой. Которая тогда даже представить себе не могла, что ей доведется сниматься вместе с королевой киноэкрана, легендарной любимицей всего советского народа и партийных руководителей Любовью Орловой.
Они встретились на съемках картины «Скворец и Лира». Маркова играла генеральскую жену, немку фрау фон Лебен, а Орлова – ее служанку, эмигрантку из России, которая на самом деле была советской разведчицей. Это была последняя роль легендарной актрисы – уже на съемках Орлова была тяжело больна. Фильм, кстати, на экраны вышел только спустя много лет – случился крупный международный скандал и чиновники сочли, что в нем слишком явно демонстрируются излюбленные методы КГБ.
И для Риммы Марковой наступило время коротких эпизодических ролей, каждая из которых, тем не менее, сразу и накрепко запоминалась зрителям. Например, женщина-хирург Вера Семеновна в фильме «Покровские ворота», которая безжалостно требует «резать ко всем чертям» несчастного Льва Евгеньевича. А социальная короткометражка «Дай вам бог здоровья», где стрелочницы Мордюкова и Маркова сначала ругаются, чуть не до драки, затем плачут, а потом, обнявшись, поют народные песни, стала маленьким художественным киношедевром. Кстати, Маркова и Мордюкова и в жизни так же дружили – постоянно ссорились и бурно мирились.
Марковой удалось реализовать себя в кино и после того, как власть в стране сменилась, а кино резко поменяло формат и темы. Вместо русской крестьянки пришлось сыграть ведьму – в фантастических триллерах Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор» и «Дневной дозор». В роли старой колдуньи Маркова получилась просто неотразимой – хотя думала, что играет ясновидящую. Сценарий она целиком не видела, только странички со своим текстом. Но фильм нашумел, и Маркову снова стали звать в кино – даже Никита Михалков нашел для нее небольшую роль санитарки во второй части «Утомленных солнцем».
Римма Маркова до последнего была активной и верной себе: снималась, если звали, чтобы подзаработать. Обожала внука Феденьку, старалась помогать старым артистам, за лишения которых переживала, как за свои собственные. И до конца сохранила свой характер, тот, который прослеживается у всех ее героинь: резких, но принципиальных до крайности. Такая была эпоха, такая была актриса. Такая была женщина.