Девятый тур чемпионата России по футболу в РПЛ. Расписание игр, прогноз результатов

В чемпионате остались только две команды, не потерпевшие поражений в нынешнем чемпионате, – «Балтика» и «Локомотив»

В ледовом дворце «Навка Арена» пройдет вечер памяти комментатора Александра Гришина

Вечер памяти пройдет 5 октября в "Навка Арене". Он начнется в 18:00

Магнитные бури в сентябре 2025-го: прогноз на месяц

Магнитные бури в сентябре – обзор геомагнитной обстановки: активность Солнца, прогноз по дням и влияние на самочувствие

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на сентябрь 2025 года

19 – День оружейника в России

Год катастроф. Ученые предупреждают людей о глобальных угрозах Земле

Человечество привыкло считать XXI век эпохой технологий и безопасности. Но 2025-й может разрушить это ощущение. Ученые разных стран говорят все громче о том, что планета вступает в опасный период. Природа подает сигналы, которые слишком страшно игнорировать

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

В 1721 году Петр I не только завоевал, но и "выкупил" Прибалтику у Швеции

Победив в Северной войне Швецию, Россия не просто отвоевала, а "выкупила" территорию нынешних стран Балтии, заявил научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Ровно 302 года назад, 10 сентября (30 августа по старому стилю) 1721 года, Россия и Швеция подписали Ништадтский мирный договор, положивший конец Северной войне (1700-1721).

По ее итогам Россия возвратила выход к Балтийскому морю, включила в свой состав территории Эстляндии (нынешняя Эстония), Лифляндии (восточная часть нынешней Латвии), части Карелии, Ингерманландии (юг нынешней Ленинградской области) и город Выборг, благодаря чему российское царство стало империей.

"Сегодня в историографии и школьных учебниках стран Балтии, в том числе Латвии и Эстонии, Северную войну представляют как российскую агрессию против Прибалтики. Такая трактовка истории видится просто нелепой, учитывая, что, будучи колониями Швеции, эти народы были абсолютно бесправны", – сказал Мягков.

Историк отметил, что латышские и эстонские крестьяне, считаясь в шведском королевстве исключительно как "податное население" и "база" для рекрутирования на фронт мужчин, гибель которых ничего не значила.

"В этой связи особенно смешно читать в современных латвийских и эстонских учебниках истории утверждения наподобие "латвийские крестьяне прятались по лесам и ждали шведские войска". Единственное, что шведские войска с ними бы сделали в реальности, – ограбили бы или "забрили" в солдаты", – подчеркнул собеседник агентства.

Научный директор РВИО напомнил, что с вхождением балтийских земель в состав Российской империи положение местного населения не только не усугубилось, но и, наоборот, начало постепенно улучшаться: в регионе развивалась промышленность и сельское хозяйство, строились порты и мануфактуры.

"Именно народы Балтии при императоре Александре I первыми на территории огромной империи были освобождены от крепостного права, задолго до "титульной нации" – русских. Как можно при таком "приоритетном" отношении представлять период российского правления как "оккупацию" и "угнетение"?" – сказал Мягков.

По мнению историка, отошедшие России прибалтийские территории справедливо считать не просто отвоеванными, а "выкупленными", поскольку взамен Швеция, проигравшая войну и из ведущей европейской державы превратившаяся в обычное государство без особых внешнеполитических амбиций, получила огромную выплату в 2 миллиона "ефимков" (русское обозначение ходившего тогда в Западной Европе серебряного талера, несколько меньшего по стоимости рубля).

"Петр отдал Швеции 2 миллиона "ефимков", то есть 56 тонн серебра. Чтобы было понятней – это стоимость примерно 50 линейных кораблей того времени или годовой бюджет шведского королевства, разоренного затяжной войной. Для нас это тоже было огромной суммой – где-то 1/3 тогдашнего бюджета русского царства", – пояснил Мягков.

Кроме того, шведскому королевству вернули Финляндию, которую на конец конфликта контролировали российские войска, а также разрешили ежегодно беспошлинно закупать и вывозить из России хлеба на 50 тысяч рублей.

Говоря об этих беспрецедентных уступках проигравшей стороне, в РВИО назвали несколько возможных причин "щедрости" Петра I.

Во-первых, Россия хотела сделать Швецию союзным государством и не подогревать в королевстве реваншистских настроений. Во-вторых, на данное решение могли повлиять действия короля польского и курфюрста саксонского Августа.

"Начиная войну, Петр договорился с Августом, что в случае победы России некогда бывшая провинцией Речи Посполитой Лифляндия отойдет от Швеции к Польше. Однако после поражения от войск шведского короля Карла XII в 1706 году Август вышел из коалиции с Россией, что Петр счел предательством и передумал отдавать Лифляндию. Именно поэтому он решил отразить в мирном договоре, что Прибалтику мы у Стокгольма не просто завоевываем, а покупаем, и никаких третьих претендентов на эти земли быть не может", – рассказал Мягков.

Историк отметил, что победа в Северной войне, которую в России с размахом праздновали на протяжении целого месяца, стала поворотной точкой в истории страны – благодаря ее успешному исходу, царство стало империей, а Петр I получил титулы "Великий" и "отец Отечества и император всероссийский".

"Благодаря победе в Северной войне наше государство получило уже другой – более высокий статус. Его не сразу приняли "старые" империи – Британская, Французская, Австрийская, – но уже ко временам "Дщери Петра", императрицы Елизаветы, большинство европейских стран смирилось с новым положением России. Страна ворвалась в семейство великих европейских держав, без учета интересов которой не мог решаться ни один важный вопрос на континенте", – подчеркнул Мягков.


 

 


Назад