27 марта 2023 09:31
«ГлавСевморпуть» наводит порядок в Арктике
"Росатому" удалось значительно улучшить порядок прохода судов на Северном морском пути (СМП) и снизить риски возникновения "пробок" во льдах, сообщил замглавы Дирекции СМП госкорпорации Максим Кулинко.
В конце 2021 года в течение двух недель проходила операция по освобождению из ледового плена более 20 торговых кораблей, застрявших на Севморпути из-за сложных ледовых условий.
"После того случая руководством страны было принято решение сосредоточить всю ответственность за судоходство по Севморпути в одном "окне" – в "Росатоме". Были внесены необходимые изменения в федеральное законодательство и образовано ФГБУ "ГлавСевморпуть", которому поручено заниматься этой деятельностью", – напомнил Кулинко.
В 2022 году "Росатом" начал выдавать разрешения на проход судов по СМП.
"Мы уже видим большой положительный эффект", – подчеркнул он.
Когда стало известно, сколько и какие суда подали заявки на разрешение пройти по Севморпути, куда и когда они идут, возможно планировать и расстановку ледокольного флота, отслеживать, движутся ли суда так, как они заявили, пояснил Кулинко. Это дает возможность своевременно обеспечивать необходимый объем гидрометеорологической и ледовой информации, которая крайне важна для судовладельцев, добавил он.
По его словам, в "Росатоме" не слышали о каких-либо жалобах от судовладельцев.
"Более того, мы же немного усложнили разрешительную деятельность – теперь разрешение может быть не только выдано, но и приостановлено и даже отозвано. Пока таких примеров всего пять из 750 заявлений с момента внесения изменений в законодательство. Кстати, в каждом конкретном случае работники "ГлавСевморпути" находились в прямом контакте с судовладельцами, разъясняли, в чем проблема и только потом принимали юридически значимые действия", – отметил Кулинко.
"Росатом" просит, чтобы судовладельцы заблаговременно, за 120 дней до рейса, оповещали о своих планах, а за 5 суток сообщали, что суда уже заходят, добавил он. Это, в свою очередь, позволит оценить ледовую обстановку и предложить капитану оптимальные маршруты, а также спланировать необходимое ледокольное сопровождение, заключил Кулинко.