16 марта 2016 15:39
Исполнилось 80 лет со дня выпуска первой серийной легковушки СССР: "Есть, чтоб выпить, повод – За военный провод, За "У-2", за "эмку", за успех".
80 лет назад на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) началось первое в истории страны серийное производство легкового автомобиля ГАЗ-М1 ("эмка").
Выпуск первого советского серийного легкового автомобиля ГАЗ-М1 стартовал на Горьковском автозаводе 16 марта 1936 года. В это время завод носил имя председателя Правительства СССР Вячеслава Молотова, поэтому "М-1" в названии автомобиля расшифровывалось как "Молотовец-1". Но автомобиль никогда так не называли. Он сразу понравился автомобилистам, и они в просторечии его стали называть "эмка".
Это – первый легковой автомобиль страны, который был самостоятельно спроектирован, доведен до конвейера и освоен нашими конструкторами. Облик "эмки" и появление автомобиля предопределила эпоха: советской номенклатуре необходим был комфортный автомобиль, а молодые, амбициозные конструкторы недавно основанного ГАЗа (в 1932 году) очень хотели создать машину собственной конструкции.
Прототипом послужил американский Ford, но каждый узел и деталь "эмки" проектировались в России. Конструкторы решили отказаться от поперечных рессор, как у Ford, и сделали четыре продольных. Предложили литые колеса с широкими шинами, что увеличило проходимость. В отличие от фаэтона ГАЗ-А (с мягкой складывающейся крышей, выпускался штучно по лицензии Ford), это был уже цельнометаллический пятиместный комфортабельный автомобиль с широкой базой шасси. На машину установили модернизированный двигатель в 50 лошадиных сил, который развивал скорость до 100-105 км/ч.
В автомобиле была масса интересных мелочей для того времени: подвижные сиденья с суконной обивкой, прикуриватель, пепельница, ножной переключатель дальнего света и прочее. Она была в техническом тренде 30-х годов и достойно представила страну на всемирной выставке в Париже в 1937 году.
Автомобиль получился настолько удачным, что места другим легковушкам, которые появились к тому времени, на дорогах страны не нашлось. Она была настолько красива, что, по заведенным в то время порядкам, после ее появления из Москвы убрали все ГАЗ-А, чтобы создать новое лицо эпохи. К слову, впоследствии такая же участь постигла и "эмку", когда появилась "Победа".
С момента выпуска и до середины 40-х годов "эмка" была фактически единственным легковым автомобилем на дорогах СССР.
С 1936 по 1940-й год выпускалась базовая модель автомобиля – цельнометаллическая пятиместная. Купить ее в магазинах было нельзя: автомобиль изготавливался только по заказу.
Во время войны "эмка" была основным автомобилем командования. Для маршалов спроектировали специальную модификацию: полноприводную "эмку" ГАЗ-61. Первым получил ее Конев, затем Тимошенко и Жуков. В войну выпускались и броневые модификации "эмки" – БА-64 и БА64Б.
Свои строки "эмке" в "Песенке военных корреспондентов" посвятил Константин Симонов:
"Есть, чтоб выпить, повод –
За военный провод,
За "У-2", за "эмку", за успех".
"Эмка" стала родоначальником целого семейства автомобилей. Кроме базовых и военных моделей выпускались тягачи, фаэтоны, модификации с 6-цилиндровым двигателем. Одной из самых необычных моделей стал ГАЗ-М-415 пикап для перевозки грузов и работы на селе.
Серийный выпуск базовой модели автомобиля был закончен в 1942 году, но некоторые модификации, к примеру, различные тягачи, выпускались до середины 50-х годов.
Всего, по сведениям ГАЗа, за всю историю было выпущено более 80 тысяч модификаций "эмок".