28 июня 2021 14:00
Автомобилю ГАЗ М-20 "Победа" – 75 лет
28 июня 1946 года на Горьковском автомобильном заводе начался серийный выпуск легковых автомобилей «Победа».
ГАЗ М-20 "Победа" – первый советский послевоенный легковой автомобиль, выпускавшийся с 1946 года по 1958 год Государственным автозаводом имени Молотова (с 1957 года – Горьковский автомобильный завод).
В "Победе" были воплощены передовые технологические, дизайнерские и эксплуатационные решения. ГАЗ М-20 стал знаменит, прежде всего, благодаря оригинальной форме кузова, который создавал очень малое аэродинамическое сопротивление. Дизайн машины открывал новую тенденцию в тогдашней автомобильной моде, подхваченной в последующие два-три года многими мировыми автопроизводителями. "Победа" стала первым советским автомобилем с несущим кузовом и первым в мире серийным автомобилем с кузовом "бескрылой" формы. Машину также отличали независимая подвеска передних колес, гидравлический привод тормозов, навеска дверей на передних петлях, V-образное лобовое стекло. В комфортабельном салоне с отопителем свободно размещались пять человек. Для обеспечения дополнительного комфорта все "Победы" комплектовали радиоприемниками.
Именно на этих автомобилях впервые появились электрические указатели поворотов и стоп-сигналы.
Правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля завод в Горьком (ныне – Нижний Новгород) получил в декабре 1941 года. Требовалась замена знаменитой довоенной "эмке" ГАЗ М-1.
Работы возглавил создатель "эмки", главный конструктор завода Андрей Липгарт (1898-1980). В начале февраля 1943 года на совещании в Москве он представил несколько перспективных моделей, в том числе, автомобиль с рабочим названием ГАЗ-25 "Родина". В ноябре 1944 года начались испытания его опытного образца.
Машина выглядела очень современно и динамично, сильный наклон лобовых V-образных стекол усиливал эффект. Художник Вениамин Самойлов переосмыслил кузов трофейного Opel Kapitän и создал обтекаемую конструкцию без выступающих крыльев, с утопленными фарами, получившую название fastback: седан с плавно нисходящей линией крыши и багажником, совмещенным с салоном по форме, но изолированным по компоновке. Форма была не только красивой, но и практичной: колеса не выступали за крылья, и даже на грязных грунтовых дорогах кузов оставался сравнительно чистым.
19 июня 1945 года, за пять дней до Парада Победы, машину показали в Кремле, и 26 августа вышло постановление Государственного комитета обороны о серийном выпуске нового автомобиля "Победа" с 28 июня 1946 года.
Поначалу машины делались практически вручную, до конца 1946 года собрали всего 23 штуки. Конструкцию постоянно модернизировали, например, внедрили новые сплошные колесные диски. 28 апреля 1947 года серийный образец был запущен в массовое производство. Однако спешка дала себя знать. Уже в октябре 1948 года выпуск "Побед" был остановлен из-за жалоб. Основная масса машин попала к чиновникам и военным высокого ранга, и им новинка не понравилась из-за тесноты, слабой динамики и частого заводского брака. В салон проникала пыль и дождевая вода. Автомобиль плохо разгонялся и расходовал много топлива. Низкий потолок не позволял человеку даже среднего роста сидеть в шляпе или шапке, не говоря о полковничьих папахах.
В итоге "Победе" усилили кузов, установили уплотнители и печку, модернизировали карбюратор. Пухлые подушки диванов были срезаны на пять сантиметров по высоте. После новой демонстрации в Кремле в июне 1949 года доработанная "Победа" с 1 ноября пошла на конвейер.
При этом процесс усовершенствования машины не прекращался. В 1950 году она получила коробку передач с синхронизатором, а рычаг переключения скоростей был перенесен с пола на рулевую колонку. Появились модификации: модель М-20А стала первой, массово поступившей на службу в такси. От базовой "Победы" она отличалась обивкой сидений, наличием таксометра и комплектацией салона. Внешние атрибуты такси – "шашечки" по бортам и зеленый световой сигнал свободной машины – впервые появились именно на "Победах".
С 1949 года до 1953 года выпускалась также модель ГАЗ М-20Б с открытым кузовом (кабриолет), сегодня считающаяся величайшим раритетом.
В начале 1950-х годов "Победы" появились на дорогах Западной Европы – первыми на них стали ездить офицеры, работавшие в Союзнической миссии в Вене. Машина с успехом экспонировалась на международных выставках и ярмарках. В 1951 году в Польше наладили выпуск точной копии "Победы" под маркой "Варшава". Начался экспорт автомобилей, поначалу в страны социалистического лагеря.
К 1955 году, когда на смену "Победе" второй серии пришла новая модель, было выпущено порядка 160 тысяч автомобилей.
В ходе модернизации 1955 года "Победа" получила новую облицовку радиатора, более привлекательную обивку салона, новое рулевое колесо с кольцевой кнопкой сигнала и радиоприемник с антенной над лобовым стеклом. Была в очередной раз увеличена мощность двигателя – до 55 лошадиных сил. Автомобилю присвоили индекс М-20В.
В том же 1955 году с освоением целинных земель стали выпускать полноприводную модификацию машины М-72.
По сути, "Победа" стала первым массовым советским автомобилем, появившимся в открытой продаже. В дальнейшем, при цене в 16 тысяч рублей, она заняла нишу между "Москвичом" (9 тысяч) и представительским ГАЗ-12 ЗиМ (40 тысяч).
Производство "Побед" прекратилось 31 июля 1958 года.
Всего их было выпущено 235 тысяч 999 штук (в том числе, 14222 кабриолета и 37492 такси).
На смену "Победе" пришла ставшая не менее знаменитой "Волга" ГАЗ М-21.
Несколько «Побед» в рабочем состоянии есть у автолюбителей Мурманской области.