20 мая 2021 13:30
На Северном флоте подвели промежуточные итоги комплексной экспедиции «Помни войну»
В Североморске под руководством начальника штаба Северного флота контр-адмирала Владимира Воробьёва прошло совещание, на котором были подведены промежуточные итоги комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества (РГО) «Помни войну».
На совещании заслушаны доклады должностных лиц об итогах первых трёх этапов экспедиции, проходивших с апреля. Отмечено, что в ходе экспедиции силами гидрографической службы и службы поисково-спасательного обеспечения Северного флота в Баренцевом море обнаружены несколько кораблей и судов, в том числе погибших в период Великой Отечественной войны.
С помощью гидрографического судна «Ромуальд Муклевич» и многофункционального судна «Эльбрус» в Баренцевом море выявлено или подтверждено нахождение на дне пяти судов. Одно из них, предположительно, является транспортом конвоя PQ-17, еще одно – подводной лодкой типа «К» («Катюша»).
В Кольском заливе выполнено комплексное исследование подводной обстановки в районах среднего и южного колена. В результате прояснена судьба английского тральщика «Госсамер», гидрографического бота ГО-12, транспорта «Алькоу кадет», детально обследовано судно союзного конвоя PQ-16 «Стил Уокер».
В районе мыса Мишуков обнаружен самолёт «Бостон», совершивший аварийную посадку в мае 1944 года. Его неудачно пытались поднять в 80-х годах прошлого столетия. Самолёт будет нанесён на навигационные карты и получит статус воинского захоронения, поскольку один из лётчиков не успел его покинуть. Подъём летательного аппарата на поверхность из-за его текущего состояния признан нецелесообразным.
Осуществлён поиск немецких авиационных мин в южном колене Кольского залива. На данный момент выявлено более двух десятков миноподобных объектов, которые планируется дообследовать в ближайшем будущем (из-за конструктивных особенностей и долгого нахождения в морской воде они в настоящее время угрозу судоходству уже не представляют).
Командование Северного флота рассматривает первые три этапа экспедиции как подготовительные перед основными поисковыми мероприятиями, которые пройдут в летний период. В частности, предстоит обследовать ряд координат, где суда Мурманского тралового флота ранее обрывали тралы, а также провести инструментальную оценку рельефа дна по данным советских и немецких архивных документов в возможных местах гибели гидрографического судна «Меридиан», сторожевого корабля «Туман» и союзных кораблей, погибших в ходе полярных конвоев.
На совещании также было отмечено, что в ходе комплексной экспедиции проводится изучение поступающей на флот новой техники, изучаются новые методы и способы совместных действий различных подразделений флота. В частности, впервые для подводного поиска были привлечены малое гидрографическое судно «Николай Скосырев» и большой гидрографический катер «Александр Макорта», противоподводнодиверсионный катер «Валерий Федянин».
Научный руководитель комплексной экспедиции «Помни войну» начальник отдела гидрографической службы Северного флота капитан 1 ранга Алексей Корнис отметил, что «одновременно с решением задач экспедиции производится и океанографическое изучение операционной зоны флота. В настоящий момент в ходе экспедиции выполнены более 4 тысяч километров съёмки рельефа дна и около 50 разовых дрейфовых океанографических станций, собраны материалы для переиздания и корректуры навигационных морских карт ближней морской зоны».
Информационную поддержку экспедиции осуществляют известные историки ВМФ Мирослав Морозов, Игорь Борисенко и Андрей Кузнецов, к работам по линии РГО привлекаются ведущие специалисты по подводному поиску, в частности ООО «Фертоинг».
Завершится экспедиция в сентябре.
По сообщению пресс-службы Северного флота.