Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Вильфанд: Рано радуемся. Погода в Москве «нервничает»

С помощью ведущих синоптиков рассказываем, пора ли убирать демисезонную одежду в шкаф, а также прикидываем, каким может быть лето

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на апрель 2024 года

27 – Лазарева суббота у православных христиан, суббота перед Вербным воскресеньем, православный праздник

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Мурманский торговый порт вновь заявляет, что угольная пыль вред мурманчанам не наносит. Не верю!

Исторически так сложилось, что причалы одного из крупнейших предприятий Мурманска - ПАО «Мурманский морской торговый порт» (ПАО «ММТП») оказались  недалеко от центра города. С момента своего основания город постепенно разрастался вокруг порта, и вот уже  Мурманский торговый порт собирается праздновать в 2015 году свое столетие, а город Мурманск отметит такой же юбилей годом позже, с гордостью сообщает ММТП.

Существующая в настоящий момент близость жилой застройки к предприятию обуславливает необходимость проведения дополнительных мероприятий по контролю и предотвращению загрязнения окружающей среды. Только комплексный подход к вопросам в области охраны природы позволит предприятию успешно развиваться, а горожанам, проживающим рядом с портом, иметь для проживания комфортные условия. Не удивительно, что порт ежегодно вкладывает значительные средства в экологические программы и выполнение природоохранных мероприятий, хвалят себя портовики.

Для оценки правильности разработанной программы по снижению запыленности ПАО «ММТП» уже третий год проводит исследования влияния своей производственной деятельности на чистоту атмосферного воздуха, специально учитывая, что основной груз, проходящий сейчас через порт, это уголь.

Мониторинг 2014 года был самым длительным, с января по ноябрь, и самым тщательным.  Независимая лаборатория – «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Мурманской области», аккредитованная при Управлении Росприроднадзора по Мурманской области, провела исследования по установлению источников пыли техногенного происхождения в районе жилых застроек. В 2014 году пробы отбирались и зимой и летом. В зимнее время были взяты пробы загрязненного снега, а в летнее время – сметы с подоконников мурманчан.

Отбор проб для исследования проводился по всему городу. Точки отбора проб были выбраны с учетом жалоб жителей на появление черного налета, с учетом уже проведенных исследований  2011 и 2013 годов, а также с учетом влияния предполагаемых источников (угольная пыль, мазутная зола, влияние дизельного транспорта и т.д.) и розы ветров. Cравнение состава проб проводилось со взятыми в порту образцами разных марок угля, образцовых проб сажи дизельного топлива и образцовых проб мазутной золы, остающейся после сжигания мазута в котельных и ТЭЦ города.

Содержание металлов в золе от сжигания угля и мазута разное, что и позволяет идентифицировать источник происхождения черного налета. Например, содержание ванадия в дизельной саже в 10 раз больше, чем в угольной золе, а в мазутной золе ванадия больше в 100 раз. На этот раз пробы сравнивались по 12 показателям, что делало риск ошибки минимальным, подробно объясняет ММТП методику исследований.

В 2014 году были взяты 33 пробы, анализ которых показал, что только в 3 из них, взятых на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) порта, в местах, где жилая застройка вплотную подходит к границам промышленной зоны,  преимущественно присутствует угольная пыль. При этом превышения допустимых уровней концентрации угольной пыли в воздухе на границе СЗЗ не зафиксировано. А на соседних улицах влияние угольной пыли в составе черного налета – уже минимально.

В тоже время мазутная зола от котельных города преимущественно присутствует в 24 пробах, а сажа от сжигания дизельного топлива – в 3 пробах присутствует преимущественно и в 6 пробах – значительно.

Эти результаты подтверждают результаты, полученные в 2013 году. Тогда из 21 пробы угольная пыль преимущественно присутствовала только в 2 из них, взятых на улицах, расположенных на границе СЗЗ порта. При этом превышений допустимых значений концентраций пыли в воздухе на границе СЗЗ предприятия не зафиксировано ни в прежние годы, ни в 2014 году, радостно констатирует ММТП.

В отчете сделаны выводы, основанные на стабильности результатов, полученных в течение двух лет подряд, подчеркивают в ММТП.

Благодаря выгодному рельефу города Мурманска и физическим свойствам угольной пыли ее распространение имеет ограниченный характер, уверены в ММТП.

В большей степени на загрязнение атмосферного воздуха пылью техногенного  характера влияют выбросы  предприятий, использующих в качестве топлива мазут (ТЭЦ и котельные города), в результате чего образуется сажа, оседающая в виде черного налета на подоконниках, обличает ММТП.

Дымовые трубы предприятий теплоэнергетики имеют высоту от 80 до 150 метров, рассеивание мазутной золы происходит на большие расстояния. Зона влияния составляет 10-40 высот труб.  Мурманск фактически полностью покрывается зонами воздействия мазутных котельных. Системами пылегазоочистки ни одна котельная не оборудована. На дымовые трубы рельеф и застройка не оказывают большого влияния, что приводит к оседанию мазутной золы по всей площади города. И величины выбросов мазутной золы связаны напрямую с качеством и количеством используемого топлива, разъясняет ММТП дилетантам.

Значительный вклад в загрязнение вносит и все более интенсивное движение автомобильного транспорта. Но воздействие транспорта тоже ограничивается жилой застройкой. Вклад в оседание техногенной пыли авто- и железнодорожный транспорт вносит только в непосредственной близи от интенсивных транспортных потоков, выводит ММТП транспортников из-под критики.

Для разрешения ситуации с накоплением техногенной пыли в виде черного налета на подоконниках горожан, наибольший вклад может внести установка газоочистных сооружений на котельных города и использование малозольных видов топлива, советуют портовики.

На сокращение выбросов от автотранспорта повлияет оптимизация транспортных потоков, скорейший ввод в эксплуатацию объездной автодороги, использование современных типов автомобилей, мудро замечает ММТП.

Также необходимо проведение природоохранных мероприятий на промышленных предприятиях, применение технических средств и специальных технологий, снижающих воздействие на окружающую среду от производственной деятельности. В частности, в ПАО «ММТП»  разработана и успешно реализуется программа экологических мероприятий, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду, вновь возвращается к похвалам в свой адрес ММТП.

В ПАО «ММТП» принято решение о проведении исследований, подобных уже выполненным, на постоянной основе. На 2015 год порт заключил договор с Международным экологическим фондом «Чистые моря» (г. Москва) на проведение расширенного мониторинга по установлению происхождения техногенной пыли и оценке воздействия от производственной деятельности предприятия на атмосферный воздух и водный объект – Кольский залив, обещает в заключение ПАО «ММТП».

 


Назад