VI этап Кубка мира по биатлону: Антхольц (Италия), 18-21 января. Расписание стартов и трансляций

18 января: женщины, спринт, 16:15 (Матч ТВ, Евроспорт)

Погода в Мурманской области 18-19 января: щадящие морозы накануне Крещения

19 января ожидается облачная с прояснениями погода, временами снег. Ветер - восточный, юго-восточный, умеренный. Температура воздуха: -6-11°, при прояснениях -11-16°, ночью в центральных районах местами до -26°

Кинопремьеры недели: сразу шесть фильмов, в том числе три российских

Новая сказка "Форма воды", политическая драма "Темные времена", исторический боевик "Скиф", "Приключения Паддингтона-2", фильм Рустама Хамдамова "Мешок без дна" и трагикомедия "Карп отмороженный" выходят на экраны российских кинотеатров на этой неделе

Чемпионат Европы по фигурному катанию в Москве. Расписание

17 января, среда: 11:45 Мужчины (короткая программа); 19:00 Спортивные пары (короткая программа)

Гидрометцентр: февраль и март в европейской части России будут теплыми

При этом ожидается, что вторая половина января будет существенно холоднее первой

Мурманская филармония приглашает на «Зимнюю фантазию в стиле…»

21 января в 17:00 областная филармония приглашает на концерт Мурманского филармонического оркестра под управлением дирижера, композитора и аранжировщика Андрея Медведева (Санкт-Петербург)

Обращение к ветеранам комсомола Мурманской области

Недавно в области создано региональное отделение Общероссийской общественной организации «Воспитанники комсомола – Моё Отечество», которая выступает организатором подготовки к 100-летию комсомола

Рождественское интервью Патриарха Кирилла телеканалу «Россия»

Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы журналиста Дмитрия Киселева

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на январь 2018 года

19Православный праздник Крещение Господне. Богоявление

МОК фактически отстранил сборную России от участия в зимней Олимпиаде-2018

На заседании МОК было выбрано самое жесткое решение в отношении олимпийской команды России

Генетики установили, что первые викинги пришли с севера современной России

Ученые расшифровали ДНК древнейших викингов и выяснили, что они являются потомками двух групп людей – выходцев из Центральной Европы и жителей севера современной России и Прибалтики, мигрировавшими в Скандинавию примерно 10 тысяч лет назад, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS Biology.

"Мы обнаружили, что уже 10 тысяч лет назад, когда Скандинавия только освободилась от льда, на ее территорию проникло сразу две группы мигрантов. Эти миграции многократно повторялись впоследствии – в конце каменного века, в начале бронзового века и уже после появления цивилизации. Современные скандинавы не имеют почти ничего общего с первыми жителями полуострова", – заявил Маттиас Якобсон из университета Упсалы (Швеция).

Как сегодня считают ученые, первые современные люди проникли на территорию Европы около 45-40 тысяч лет назад, путешествуя несколькими путями – через Балканы, острова Средиземного моря и двигаясь по берегам Африки в сторону Испании. Следы этих первых людей в виде артефактов ориньякской и граветтской культур, сохранившихся в пещерах южной Франции и северной Италии, помогли ученым выяснить, как выглядели эти люди и найти намеки на то, почему они "победили" неандертальцев в конкурентной борьбе.

Первые жители Европы, чьи следы почти полностью исчезли из ДНК современных европейцев, заселили далеко не весь субконтинент – почти все его северные районы, в том числе Британия, север России и Скандинавия, до относительно недавнего времени были покрыты льдами и не были пригодны для жизни людей. Только 17-15 тысяч лет назад, когда льды отступили в последний раз, север стал доступным для первых его обитателей.

Якобсон и его коллеги расшифровали ДНК предположительно первых жителей Скандинавии, чьи останки были захоронены на западном побережье Норвегии, на острове Готланд в Балтийском море и в заповеднике Стура-Карлсё примерно 6-9 тысяч лет назад. Благодаря низким температурам и вечной мерзлоте, обрывки ДНК сохранились в их костях необычно хорошо, что помогло ученым восстановить геномы их обладателей почти с той же точностью, которая доступна для генетического материала современных людей. Это позволило очень точно вычислить возраст останков, раскрыть их родословную и найти их современных родичей.

Результаты их анализа крайне удивили ученых – оказалось, что жители западной части современной Норвегии были гораздо ближе по устройству своей ДНК к древним обитателям севера России и Прибалтики, чем к своим соседям, жившим в южной части Скандинавии.

Как предполагают ученые, это объясняется тем, что в Скандинавии в то время жило две обособленных популяции древних "викингов", одна из которых проникла в регион с юга, двигаясь через Данию и прилежащие к ней острова, а вторая – с востока, перемещаясь вдоль побережья Норвегии. Что интересно, эти первые жители полуострова, по словам Якобсона и его коллег, были крайне непохожи друг на друга.

Южане обладали типичной "европейской" внешностью того времени – у них были голубые глаза и темная кожа, а северные "викинги" отличались светлой кожей и разнообразной окраской глаз и волос. Эти различия хорошо сочетаются с археологическими и палеохимическими данными, говорящими о том, что эти люди питались разной пищей и изготавливали совершенно непохожие друг на друга орудия труда.

Следы ДНК и той и другой группы людей сохранились в геномах более поздних жителей Скандинавии, а также современных ее обитателей. Это говорит о том, что они не были изолированы друг от друга и периодически вступали в контакты, обмениваясь ДНК. Как предполагают ученые, подобный обмен помог их общим потомкам приспособиться к жизни на суровом севере Европы и сохранить высокий уровень генетического разнообразия, который не наблюдается в других регионах субконтинента.