Девятый тур чемпионата России по футболу в РПЛ. Расписание игр, прогноз результатов

В чемпионате остались только две команды, не потерпевшие поражений в нынешнем чемпионате, – «Балтика» и «Локомотив»

В ледовом дворце «Навка Арена» пройдет вечер памяти комментатора Александра Гришина

Вечер памяти пройдет 5 октября в "Навка Арене". Он начнется в 18:00

Магнитные бури в сентябре 2025-го: прогноз на месяц

Магнитные бури в сентябре – обзор геомагнитной обстановки: активность Солнца, прогноз по дням и влияние на самочувствие

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на сентябрь 2025 года

19 – День оружейника в России

Год катастроф. Ученые предупреждают людей о глобальных угрозах Земле

Человечество привыкло считать XXI век эпохой технологий и безопасности. Но 2025-й может разрушить это ощущение. Ученые разных стран говорят все громче о том, что планета вступает в опасный период. Природа подает сигналы, которые слишком страшно игнорировать

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Следственному комитету России – 10 лет

15 января отмечается День образования Следственного комитета РФ. Именно в этот день в 2011 году вступил в силу Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», подписанный Президентом РФ Д.А. Медведевым 28 декабря 2010 года.

Впервые отделить следственное ведомство от других государственных структур решил Петр I. В 1713 году в России появились первые специализированные следственные органы – майорские следственные канцелярии, которые подчинялись непосредственно Петру I и разбирали дела о наиболее опасных деяниях.

Однако после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.

С 1723 по 1860 годы расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 году управы благочиния. Именно с этим периодом связывают зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.

В 1860 году было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены 993 должности судебных следователей. Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением судебной модели организации следственного аппарата в России.

После Октябрьской революции институт судебных следователей упразднили. В 1918 году был образован единый следственный отдел ВЧК. С 1922 года судебная модель постепенно начала вновь заменяться административной.

В 1928 году следственный аппарат был передан в прокуратуру РСФСР. Таким образом, в конце 1930-х годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 года, бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 года прокуратура и следствие были отделены от органов юстиции и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР. В прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.

Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел.

Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1963 году в Министерстве охраны общественного порядка (позже – Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в МВД. К 1990 году в производстве следователей органов внутренних дел находилось свыше 90% уголовных дел, а следователей прокуратуры – всего 9,1%.

В апреле 1990 года I съезд народных депутатов СССР решил создать "союзный Следственный комитет". В 1993 году проект закона "О Следственном комитете Российской Федерации" был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

На протяжении последующего десятилетия реформированию следственных органов мешала нестабильная политическая ситуация в стране.

В 2007 году были приняты федеральные законы "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием, а следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством.

На этом этапе вновь созданный Следственный комитет еще входил в систему органов прокуратуры, председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ в связи с занимаемой должностью являлся первым заместителем Генерального прокурора РФ, а работники Следственного комитета при прокуратуре РФ – прокурорскими работниками.

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года "О Следственном комитете Российской Федерации". Закон  установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет президент РФ.  

 


Назад