Любительский лов сёмги в Мурманской области откроется 15 мая, горбуши – 1 июня

На этот год Мурманской области для освоения в рамках разных видов рыболовства выделены 89,6 тонны атлантического лосося (сёмги) и 18 тонн горбуши

Число солнечных вспышек в 2025 году снизилось, а количество магнитных бурь на Земле резко возросло

Если с января по апрель 2024 года было всего восемь дней с бурями, то за первые четыре месяца этого года таких дней было уже 21, то есть в 2,5 раза больше

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2025 года

9 – День воинской славы России: Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945)

За последние 60 лет зима в российской Арктике стала короче

Зима в российской Арктике стала короче за последние 60 лет, она наступает на 3-10 дней позже и заканчивается на 5-10 дней раньше

Гидрометцентр оценил вероятность появления снега на майских праздниках

Появление снежного покрова в центре европейской части России на майских праздниках, как в прошлом году, маловероятно, однако в апреле снег еще обязательно будет, сообщил Роман Вильфанд

«Экологически чистая» Норвегия сбрасывает ядовитые отходы горного производства в Баренцево море

У Папуа-Новой Гвинеи, Индонезии и Норвегии есть кое-что общее: все эти страны продолжают сваливать отходы горно-обогатительного производства в океан. Ланг-фьорд не из тех живописных видов со страниц туристических брошюр, рекламирующих «Страну фьордов». В узкий фьорд под Киркенесом на северо-востоке Норвегии десятилетиями сваливали «хвосты» от обогащения железной руды.

В сентябре на заседании Международного союза охраны природы (МСОП) Норвегия вместе с Турцией единственные из 53 участников проголосовали против международного запрета на сброс отходов горного производства в море. В МСОП входят как государственные, так и неправительственные организации.

Россия и Китай, как и другие 49 стран-участников, проголосовали за предложение, призывающее все страны как можно скорее запретить сброс в море горных отходов на новых предприятиях и запланировать прекращение подобной практики на уже имеющихся.

В составленной в весьма жестких выражениях резолюции МСОП говорится, что сваливание горных отходов на дно моря «может нанести значительный ущерб морской среде – к примеру, из-за загрязнения воды и воздуха тяжёлыми металлами, внесения загрязняющих веществ в подводные течения, уничтожения  морской и прибрежной среды обитания, нарушения биоразнообразия и береговой линии, потери природного и культурного наследия, заиливания заливов и портов, – и может отразиться на здоровье и деятельности человека».

По мнению Бернта Нильсена, одного из тех жителей Киркенеса, кто выступает против сваливания хвостов в море, поведение Норвегии – полная бессмыслица.

«Просто удивительно, как Норвегия по любому поводу выставляет себя мировым поборником экологической морали, но на практике под давлением промышленности ведёт себя прямо противоположно», – говорит Нильсен.

«Это неумно и совершенно безответственно – скидывать хвосты в море. Это необратимый процесс, последствия которого нельзя предвидеть. Мы берём на себя долгосрочный риск, только чтобы сэкономить какие-то средства прямо сейчас. Ущерб морской биологии что сегодня, что в перспективе может оказаться намного больше, чем эта первичная экономия. И по этим счетам платить уже кому-то другому, а не горным компаниям», – подчёркивает Бернт Нильсен.

Сваливать горные отходы в Ланг-фьорд уже перестали. Фьорд заполнен до отказа. Сточные трубы с обогатительной фабрики протянули в соседний более глубокий Бёк-фьорд. Объёмы производства у киркенесской горнодобывающей компании Sydvaranger Gruve сегодня невелики: цены на железорудное сырьё слишком низкие, чтобы было выгодно разворачивать более масштабное производство.

Размещение отходов горно-обогатительного производства в отвалах на дне моря имеет место не только в Киркенесе у норвежской границы с Россией. Правительство Норвегии выдало разрешение на подобную сомнительную практику складирования отходов ещё двум горно-добывающим компаниям. В Реппа-фьорде в районе Хаммерфеста на берегу Баренцева моря компания Nussir планирует открыть медный рудник с расчётом на ежегодный сброс во фьорд двух миллионов тонн отходов.

В Фёрде-фьорде на западном побережье Норвегии компания Nordic Mining планирует сваливать на глубоководном участке отходы от добычи рутила.

Все три фьорда – Бёк-фьорд, Реппа-фьорд и Фёрде-фьорд – объединяет одно: они числятся «национальными сёмужьими фьордами», где водится дикая сёмга, что в теории должно по закону придавать охранный статус их биологической среде.

В исследовании норвежского Института морских исследований говорится, что запланированный отвал медесодержащих хвостовых отходов в Реппафьорде вторгается в зону нереста трески. «Почти ничего не известно о том, как такого рода загрязнение отразится на рыбе», – предупреждает институт. В заключение учёные говорят, что «размещение двух миллионов тонн хвостовых  отходов с высоким содержанием таких тяжёлых металлов как медь и никель не является рациональным использованием экосистемы фьорда».

Видар Хельгесен, норвежский министр по вопросам климата и окружающей среды, отстаивает правоту голоса против предложения МСОП о запрете размещения отходов в море. В электронном письме Barents Observer’у министр пишет, что все «за» и «против» необходимо тщательно взвешивать.

«В Норвегии мы рассматриваем каждый случай индивидуально. Не существует научной базы для утверждений, что отвал на суше в целом лучше, чем отвал в море. Мы всегда тщательно взвешиваем плюсы и минусы альтернативных решений», – говорится в письме Видара Хельгесена.

«Причина, по которой в ряде стран ссыпают отходы в море, в том, что кое-где такая же топография как у Норвегии: множество фьордов в окружении высоких гор, – объясняет министр. – В Норвегии и в мире у нас больше тридцати лет опыта работы с морскими отвалами, причём во времена особо строгих экологических требований».

Не парадокс ли, что даётся разрешение на сваливание отходов обогащения руды во фьорд на границе с Россией, тогда как Норвегия выступает с критикой России за загрязнение, создаваемое плавильным цехом в Никеле?

«Sydvaranger Gruve и её отвал в Бёк-фьорде создают локальную нагрузку на окружающую среду, распространение отходов из отвала в окружающее пространство ограничено. Нет никаких свидетельств о распространении в Варангер-фьорд. Реки, впадающие в Бёк-фьорд, не могут пострадать от содержимого отвала. Переноса каких-либо частиц в Россию быть не может», – говорит Видар Хельгесен.

«Мы выдали разрешение на строгих условиях», – заключает министр.

Феликс Чуди, нынешний владелец Sydvaranger Gruve, не ответил на вопросы Barents Observer’а о размещении отходов производства горно-добывающей компании в Бёк-фьорде.

В то время, когда Ланг-фьорд засыпали пустой породой, компания Sydvaranger ещё находилась в государственной собственности...

На фото: Ланг-фьорд, что в километре от центра Киркенеса на норвежском побережье Баренцева моря, засыпан пустой породой от обогащения железной руды.

По материалу «Беллона.ру.»


Назад