О погоде на Новый год в Москве: легкие снежок и мороз

По предварительным прогнозам, в Москве 31 декабря ожидаются осадки в виде снега, а температура воздуха может опуститься до -10 градусов, сообщила главный специалист столичного метеобюро Татьяна Позднякова

Цвет 2025 года – Мокко Мусс

Каждый год миллионы дизайнеров, модельеров и даже простых людей ждут объявления главного цвета года по версии Pantone. Это событие становится настоящей сенсацией в мире моды и дизайна

"Краснодар" поставил ЦСКА на место и лидирует в первенстве России перед «зимней паузой»

Прошли четыре заключительные четыре матча 18-го тура чемпионата страны по футболу в Российской премьер-лиге (РПЛ) перед «зимней паузой»

Магнитные бури в декабре 2025-го

Декабрь 2025 года, согласно предварительным прогнозам, обещает быть сравнительно спокойным. Несмотря на умеренную геомагнитную активность, отдельные дни месяца все же потребуют внимания. Специалисты отмечают, что на солнце ожидаются небольшие выбросы плазмы, которые могут вызвать кратковременные возмущения магнитного поля Земли

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на декабрь 2025 года

31 – Президент РФ Б.Н. Ельцин досрочно прекратил исполнение полномочий Президента Российской Федерации (1999)

Еще раз о повышении пенсий. Они вырастут с 1 января на 7,6%

Статс-секретарь отметил, что индексация страховых пенсий касается всех российских пенсионеров – и работающих, и неработающих

Татьяна Навка: новый сезон театральных представлений в стране и за рубежом

Олимпийская чемпионка в танцах на льду продюсер Татьяна Навка рассказала о предстоящем открытии осенне-зимнего сезона театральных шоу на льду. "Это полноценные театральные представления, где фигурное катание органично переплетается с цирком, балетом, мюзиклом и современными сценическими технологиями"

Архангельско-Мурманское срочное пароходство – первая успешная судоходная компания на Севере России. Один день в истории

В феврале 1875 году московские предприниматели надворный советник Ф.В. Чижов, инженер генерал-лейтенант барон А.И. Дельвиг, капитан 2 ранга граф К.Ф. Литке , промышленники братья Мамонтовы и Т.С. Морозов, потомственный почетный гражданин, рыбопромышленник из Колы В.И. Смолин и еще 27 юридических лиц, создали «Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства» (ТАМСП).

145 лет назад, 6 (19) мая того же 1875 года 3 августа император Александр II своим указом утвердил устав Товарищества. Старейшая судоходная компания Русского Севера.

Правление Товарищества находилось в Петербурге, в Архангельске открылась его контора, во главе с директором-распорядителем, назначаемым из числа опытных капитанов. Председателем правления был избран Ф.В. Чижов. Первым директором Товарищества стал флота генерал-майор в отставке В.Р. Шельтинг.

Товарищество приобрело за границей три судна. Мурманскую линию обслуживал пароход «Архангельск» (водоизмещение 540 тонн, мощность машины 120 лошадиных сил). По внутреннюю Беломорскую линию обслуживали два судна – винтовая «Онега» (500 тонн, 80 лошадиных сил) и двухколесная «Кемь».

В 1883 году пайщики стали получать дивиденды.

Заинтересованная в деятельности ТАМСП казна регулярно выплачивала большую субсидию на его деятельность, в состав правления Товарищества вошли представители Морского министерства, а также Министерства финансов, торговли и промышленности, видные предприниматели. В первые годы существования Товарищества размеры субсидии составляли 50-55 тысяч рублей в год, в 1896-м – 80 тысяч, в 1914 году – 289,7 тысячи рублей.

В середине 1890‑х годов Товарищество приобрело 7 новых судов, с 1877 года суда зимой базировались в Коле и в Екатерининской гавани Кольского залива. Были открыты линии: 1) Мурманская (весной) – между Екатерининской гаванью, Вардё (Норвегия) и Мурманскими становищами (один раз в неделю); 2) Мурманская (летом) – между Архангельском, Колой и Вардё, с заходом в попутные становища и колонии Мурманского берега (один раз в неделю); 3) Варангерская – между Екатериниской гаванью, Печенгским монастырем и Вадсё (Норвегия), с заходом в попутные становища (один раз в неделю); 4) Онежская – между Архангельском, Онегой, Кемью и Соловецким монастырем; 5) Кандалакшская – между Архангельском, Кемью, Кандалакшей и Кузоменью; 6) Новоземельская – два раза в навигацию. В 1895 году стала работать Печорская линия (между Архангельском, Мезенью и Печорой). С 1904 года осуществлялись рейсы вдоль Кольского полуострова специально для обслуживания рыбных промыслов.

В конце XIX века компания имела 10 пароходов, в начале XX века – 14 кораблей. Стоимость имущества в 1911 году составляла 2 448 тысяч рублей, акционеры получали дивиденды по 40-48 рублей на пай. В 1912 году основной капитал составлял 1 312 000 рублей.

В годы Первой мировой войны пароходство обеспечивало доставку грузов и людей на строительство Мурманской железной дороги, материалы и оборудование для строительства маяков и телеграфных станций на побережье Баренцева и Белого морей.

6 мая 1918 года имущество Товарищества было национализировано. Во время гражданской войны и интервенции работа Товарищества возобновлялась, в дальнейшем часть пароходов угнали за границу, а те, что остались, в начала 20-х годов составили основу Беломортрана, а позднее государственного Северного морского пароходства СССР.

На фото: пароход «Великая Княгиня Ксения» Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства (1909).


 


Назад