Население Земли в ближайшие десятилетия начнет сокращаться

Для обеспечения роста численности населения показатель рождаемости должен составлять 2,1 ребенка на женщину, при этом в 2021 году мировой показатель рождаемости составил 2,23. Однако авторы статьи указывают на стабильный тренд на снижение этого значения – если в 1950 году мировой показатель рождаемости составлял 4,84, то к 2050 он, по прогнозу, составит 1,83, а к 2100 году – 1,59

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Интервью Президента России Владимира Путина Дмитрию Киселёву: «Я просто исполняю свой долг перед Россией и перед нашими людьми»

Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва

Желающих приглашают переплыть озеро Имандра в Мончегорске

Летом на озере Имандра пройдёт заплыв в холодной воде X-WATERS Imandra-2024. Участникам предстоит преодолеть 10-километровую марафонскую дистанцию. Старт будет взят у Риж-губы 10 августа, а финиш запланирован на набережной Мончегорска

Назначена дата начала метеорологической весны в Москве

Начало метеорологической весны в Москве, по всей видимости, все-таки условно, но будет положено уже 15 марта – за 5-6 суток до астрономической (20 марта) и климатической (21 марта) весны. Снежный покров в столице полностью сойдет лишь к середине апреля

Весь март Землю будут атаковать магнитные бури

Метеозависимым людям необходимо держать под рукой успокоительные и другие лекарства. Также рекомендуется избегать стрессов и негативных эмоций

ИСКРРА представляет календарь праздничных и памятных дат на март 2024 года

31 – Международный день резервного копирования – День бэкапа

ИСККРА берет паузу

Однако сайт остается активным, посетители могут пользоваться всеми опубликованными информационными и справочными материалами. Будут появляться лишь системные и не требующие отлагательств сообщения. О возобновлении работы сайта в полном объеме сейчас говорить рано, нужно отдохнуть. Справки, консультации, вопросы – по электронной почте на главной странице сайта и телефону 8-909-564-14-41

 

Народный артист России, солист ансамбля Северного флота Анатолий Иванов отмечает юбилей

Анатолий Иванов – артист, певец, солист Ансамбля песни и пляски Северного флота, народный артист России

Анатолий Александрович Иванов родился 12 июня 1944 года в Мурманске.

Учился в Мурманском высшем морском училище.

В 1962-1963 годах работал фрезеровщиком механического цеха Мурманской судоверфи.

С 1969 года (после демобилизации некоторое время работал на областном радио) – артист Ансамбля песни и пляски Северного флота. Ведущий солист, исполнитель военно-патриотических песен.  

Участник большинства концертов и гастролей ансамбля в России, Ирландии (1986), Великобритании (1988), Испании (1991), США (1989, 1991), Канады (1993), Норвегии (1993, 1994, 2000), Исландии (2002), Франции (1993, 2002).

Песни в его исполнении записаны на Центральном телевидении и Всероссийском радио, грампластинках (1980, 1983) и компакт-дисках (2000, 2002).

Участник подготовки концертных программ, посвященных 300-летию Российского флота, 850-летию Москвы, культурного обслуживания Объединенной группировки войск на Северном Кавказе (1999).

Ведущий концертных программ и многих торжественных мероприятий, в том числе в Мурманске.

Заслуженный артист РСФСР (1986). Народный артист РФ (2004).

***

Ничего лучшего об Анатолии Иванове, чем очерк талантливейшего мурманского журналиста Павла Вишневского «Здравствуйте, скалистые горы!», я не читал. Его я и предлагаю вашему вниманию, обращаю внимание, что очерк вышел в свет в родной для меня газете «Мурманский вестник» в январе 2011 года. Фото – Льва Федосеева.

Михаил Демин, член Союза журналистов России.

Здравствуйте, скалистые горы!

Так глубоко в историю здания «Мурманского вестника» на проспекте Кирова, 46, не погружался еще, пожалуй, ни один гость нашей редакции. - Я ведь здесь шестьдесят лет назад под стол пешком ходил и на горшок! - с присущим ему чувством юмора рокочет басом народный артист России, солист хора ансамбля песни и пляски Северного флота Анатолий Иванов.

Игра слов на Пушкинских улицах

А голос у некрупного в общем-то мужчины поистине богатырский, даже левитановский. Скажет в шутку нараспев: «От советского информбюро…» - мороз по коже. Сам Юрий Левитан однажды пожал ему руку за этот голос.

А дело было так. В начале 70-х годов прошлого века на День военно-морского флота в ЦК ВЛКСМ по традиции вручали комсомольские награды молодым отличникам боевой и политической подготовки со всех четырех флотов Советского Союза. С делегацией Северного флота в Москву приехал и флотский ансамбль песни и пляски, поскольку официальная часть всегда, и тоже по традиции, переходила в концертную. И так совпало, что среди почетных гостей на приеме был и легендарный диктор Юрий Левитан, а номера объявлял со сцены подающий надежды североморский певец - баритональный бас Анатолий Иванов. Ну и после концерта Левитан решил подкрепить похвалу заполярному коллеге личным рукопожатием: «На радио не пробовали работать? Тембры у вас богатые…»

А ведь работал и на мурманском радио Иванов, но об этом чуть позже. Пока же в кабинете отдела культуры нашей редакции я ухватился за тонкую подробность из босоногого детства народного артиста:

- А не в этом ли кабинете стоял упомянутый горшок, Анатолий Александрович?

- Может, и здесь, врать не буду. Но тот факт, что после войны в этом здании был детсад и в него меня водила мама, в памяти застрял…

Родился будущий солист прославленного ансамбля в военном Мурманске, в деревяшке на улице Пушкинской, как в 1937 году, в дни столетия со дня смерти великого поэта, деликатно переименовали улицу имени «врага народа» Рыкова.

- Теперь-то ее никогда ни при какой власти не переименуешь! - усмехается ироничный остроумец. - А вот день рождения в 1944 году я подгадал себе дальновидно - 12 июня, через полвека этот день стал официальным праздником всей страны.

Неофициальная игра словами на Пушкинских улицах в России бессмертна.

Милая и услышала

Кстати, Пушкин сыграл-таки свою роль в биографии будущего баса.

Как и многие женщины в разрушенной войной стране с сильно поредевшим мужским населением, мама певца была матерью-одиночкой. От нее, работницы рыбокомбината, Анатолию Иванову и досталась самая распространенная на Руси фамилия (фамилию отца он так никогда и не узнал). А вот отчеством, которое в таких внебрачных случаях загсы вписывали в свидетельство о рождении просто со слов матери, Анатолий Александрович обязан, вполне вероятно, именно «солнцу русской поэзии».

Проучившись до 8-го класса в мурманской школе № 2 на проспекте Ленина, Толя Иванов, чтобы не сидеть на материнской шее, пошел работать учеником фрезеровщика на Мурманскую судоверфь.

И точил фрезой металл три года, пока не окончил одиннадцатый класс вечерней средней школы. С аттестатом на руках поступил в курсанты мурманской высшей мореходки на судомеханика, но через год пришлось перевестись на заочное отделение, и опять по семейным обстоятельствам. Женился второкурсник, надо было кормить семью.

Знакомство с будущей женой - отдельный романс в жизни певца. В большую молодежную моду в 60-е годы в СССР вошла гитара, а фрезеровщик 5-го разряда Иванов от моды не отставал: брюки-клеши, пиджак без воротника по-битловски, остроносые чешские туфли, купленные в рыбкооповском магазине при судоверфи. Ну и дефицитная гитара, без которой к девичьим сердцам не подступиться.

Одну из получек гитарист-самоучка пошел обмывать с товарищем по бригаде к нему домой. А соседкой по коммунальной квартире оказалась девушка Людмила. Романс популярнейшего тогда в Мурманске, благодаря телевидению, Николая Сличенко «Милая, ты услышь меня» сразил лаборантку горбольницы наповал, тем более что хитрый Иванов слегка переиначил текст: «Мила ты моя, ты услышь меня!». Людмила Алексеевна, которую тогда все звали ласково Милой, и услышала.

- А та деревяшка, где мы с Милой познакомились, до сих пор стоит, пятнадцать лет мы там потом прожили, - показывает рукой Анатолий Александрович в сторону дома № 3 на проспекте Ленина. - И обоих наших сыновей я тоже водил когда-то в вашу редакцию - благо неподалеку…

Детсадовский круг замкнулся.

Юность с дарами моря

Другой излюбленной в Мурманске песней стала в начале 60-х великолепная мелодия Андрея Петрова на стихи Григория Поженяна из кинофильма «Путь к причалу», который снимался в 1961 году в столице Заполярья.

Экипаж буксира «Кола» в фильме состоял из звезд советского кино - Борис Андреев, Валентин Никулин, Олег Жаков. Даже крохотную роль алкаша в мурманском вытрезвителе сыграл великий актер и трезвенник Георгий Вицин. И если помните, один из эпизодов снят на перекрестке Ленина и Профсоюзов с памятником Бредову на заднем плане. А вот кафе «Юность» в кадр не попало по той простой причине, что этого дома еще не было.

- Наш вокально-инструментальный квартет открывал в 1965 году кафе «Юность»! - вспоминает Анатолий Иванов. - А годом позже и новый ресторан «Дары моря» на проспекте Ленина, 72. И повсюду публика просила песню о друге из кинофильма «Путь к причалу».

Здесь, у самой кромки бортов,

Друга прикроет друг.

Друг всегда уступить готов

Место в шлюпке и круг.

- напевает вполголоса Анатолий Александрович.

Еще в школе Толя Иванов упросил маму купить ему гармошку, подобрал по слуху весь эстрадный репертуар московского и мурманского радио. А когда после юношеской ломки у него установился изумительный по тембру голос, начинающий певец стал нарасхват. Толковых-то инструменталистов для растущих как грибы ресторанных ансамблей в городе хватало - благо, что собственное музучилище под боком, - а вот с лидер-вокалистами всегда была напряженка.

- Кабацкая школа певца закаляет! - на полном серьезе говорит сегодня признанный мастер вокала. - Да и молодую семью кормить было надо.

Мачтовые города

Так бы, возможно, и остался Иванов на вольных и сытных хлебах ресторанного лабуха (в этом термине нет никакой подначки, так себя называют все ресторанные музыканты), если бы не случайная встреча с легендарным мурманским композитором и радиожурналистом Сергеем Малаховым.

- Я параллельно ходил заниматься в самодеятельный эстрадно-симфонический оркестр ДК имени Кирова, которым дирижировал Валентин Николаевич Емельянов, и пел в том числе одну из песен Малахова. Он меня услышал, подошел и предложил записать в радиостудии и другие свои песни. А уж потом свой знаменитый «Мачтовый город» на стихи Виктора Тимофеева он писал «на меня». Эта песня стала моей первой грамзаписью на гибкой пластинке, - вспоминает обладатель фирменного голоса мурманского эфира.

К слову, с этой пластинкой связана мелкая, но потому и символичная байка. Когда-то, в 60-е, на празднование Дня рыбака в Мурманск зазывались самые именитые артисты Советского Союза. И как-то раз приехал певец и киноактер Владимир Трошин, проснувшийся в 1962 году знаменитым после роли певца-гусара в комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Впрочем, разве можно было стать ему еще более знаменитым после первого исполнения в 1957 году неофициального гимна страны - песни «Подмосковные вечера», а?

Как бы там ни было, но опытный мастер, прибыв в чужой город, с ходу попросил ноты какой-нибудь любимой местной песни местного же композитора. Московскому гостю и принесли в гостиницу пластинку с малаховским «Мачтовым городом». Прослушав ее, Трошин спросил:

- Исполнитель тоже ваш, мурманский? Нет, ребята, конкурировать с таким голосом не рискну...

Сергей Малахов ввел юного Иванова и в круг основоположников заполярной поэзии. С покойным Владимиром Смирновым и ныне здравствующим Владимиром Семеновым самодеятельный певец колесил по Кольскому полуострову, разбавляя песнями их литературные вечера. Впрочем, Владимир Семенов в молодости и сам был мастак спеть что-нибудь этакое, бардовское, под гитару…

А с Виктором Тимофеевым Иванов забирался в творческие командировки даже на Байкал и на заставы вдоль монгольской границы.

- Когда я теперь встречаюсь с Виктором Леонтьевичем, мы обязательно вспоминаем, как выбирались из Нижнеангарска по первому льду Байкала на попутном грузовике. Молодые были, отчаянные, ехали в кабине с распахнутыми дверцами, чтобы в случае чего сразу выпрыгнуть…

Где только не было закадычных друзей у музыкального редактора мурманского радио Сергея Малахова! И когда в 1969 году Анатолию Иванову пришла повестка из военкомата, Малахов, сам того не подозревая, круто изменил жизненный маршрут бывшего курсанта высшей мореходки. Он позвонил художественному руководителю ансамбля песни и пляски Северного флота Борису Победимскому:

- Есть тут один приличный голос…

Так и попал служить Иванов в другой главный мачтовый город Заполярья - в Североморск.

Ходы конем

- Я ведь никогда ни в каком музыкальном учебном заведении не учился, - роняет обладатель высшего артистического звания России. - Музыкальную грамоту познавал в ансамбле Северного флота. И первыми моими педагогами были Борис Михайлович Победимский и хормейстер Виктор Васильевич Гостинский.

Два года срочной службы во флотском ансамбле пролетели как один день. Репетиции, гастроли и концерты, концерты, концерты…

Демобилизовавшись, Иванов оказался у разбитого корыта: мореходку так и не окончил, связи в музыкально-ресторанных кругах подрастерял, а тут семья, дети… Выручил опять Малахов, земля ему пухом, и редкий по красоте голос.

Чтобы воткнуть своего протеже в штат радиостанции «Атлантика», вещавшей на рыболовные суда Северного бассейна, промышлявшие тогда на просторах всего Атлантического океана от Аргентины на юге до Шпицбергена на севере, от Африки на востоке до Канады на западе, музыкальный редактор сделал перед начальством ход конем. Записал в Ленинграде интервью с Эдитой Пьехой, а в Мурманске оттенил мягкий женский говорок звезды мужественным и, в подтексте, «просоленным» голосом Иванова, якобы ведущего беседу. И комар носа не подточил! Начальство дало добро.

Большой был выдумщик Сережа Малахов. Когда в Мурманск приехал на заработки известный ленинградский лабух (напомню, это термин, а не ирония) Вася Токарев, начинавший когда-то музыкальную карьеру тоже у Эдиты Пьехи, а в мурманском ресторане «Белые ночи» выступавший под псевдонимом Вилли, на Малахова сильное впечатление произвел ансамбль питерского мэтра. Музыкальный редактор предложил творческий обмен: он записывает на радио хит Вилли Токарева «Здравствуй, здравствуй, мурманчаночка», а тот в, свою очередь, аранжирует со своими музыкантами несколько малаховских песен.

- Когда я через много лет попал с ансамблем Северного флота на гастроли в Америку, то по наивности подумал, что, может, встречу там и своего старого мурманского знакомого Вилли Токарева. Но Америка оказалась слишком большой, - смеется бывший репортер радиостанции «Атлантика» Анатолий Иванов.

- А как же вы, Анатолий Александрович, вернулись на флот?

- Да подошел как-то с репортерским магнитофоном на боку к Победимскому в «кировке», где выступал флотский ансамбль, а он мне: «И не стыдно тебе, Толя, бегать по интервью с таким-то чудным басом? Возвращайся, я тебе хорошую зарплату положу…»

Шел май 1972 года.

Попели до хрипоты, поплясали до упаду

Итак, второе пришествие уникального баритонального баса в ансамбль песни и пляски Северного флота длится уже 39 лет без какой-то мелочи. За эти годы Анатолий Иванов из рядовых певцов хора вырос до солиста. А однажды, подменив заболевшего конферансье, он стал и незаменимым ведущим всех концертных программ ансамбля, корифеем разговорного жанра.

Не секрет, что на военную службу иной раз призывают и выпускников театральных вузов с хорошо поставленной дикцией, но тягаться с тембрами «просоленного и просмоленного» голоса, одобренного когда-то самим Левитаном, - что с крейсером бодаться. Знаковый голос Северного флота.

Вместе с ансамблем, отметившим в прошлом году свое 70-летие, объездил Иванов множество стран мира. По традиции североморские артисты обязательно включают в программу и песни на языке страны пребывания. Вот и Анатолий Александрович выучил на слух (слух-то идеальный, память - музыкальная) характерные особенности произношения песен на испанском, итальянском, английском, финском.

- Помните эту мелодию? - вдруг спросил у меня певец и вполголоса напел на чистейшем французском гениальную вещицу Косма «Опавшие листья». Ив Монтан отдыхает.

- А я ведь и программу вел на французском, ни слова не понимая. Вызубрил текст по русской транскрипции. А публика приняла меня за полиглота, после концерта в Ницце зрители окружили, пытаются меня расспрашивать, а в ответ ни бэ ни мэ…

Но еще больший успех выпал на долю североморцев в Бордо. После финального хита ансамбля - вокально-танцевальной композиции «Соленая вода», публика ни в какую не хотела отпускать артистов со сцены, и занавес пришлось поднимать 16 (шестнадцать) раз.

Запомнилась Иванову и самая длинная в истории Северного флота гастроль флотских музыкантов, певцов и танцоров на Кубе.

Зашли-то на свободолюбивый остров с визитом дружбы на борту большого противолодочного корабля всего на пять дней, а давать концерты пришлось аж два месяца подряд.

Не вдаваясь в дипломатические тайны, моряки вместе с артистами выполнили приказ. Фидель Кастро попросил Леонида Брежнева задержать на Кубе советский корабль для демонстрации флага в связи с очередным нажимом со стороны Штатов. В общем, попели по-испански до хрипоты и поплясали по-русски до упаду.

Любимая песня

- А есть у вас, Анатолий Александрович, любимые песни, для души, что ли?

- Как-то после концерта в Одессе я попросил у композитора Вениамина Баснера разрешение петь его романс «Белой акации гроздья душистые» из кинофильма «Дни Турбиных». Ведь он написал его для женского сопрано. «Справляешься басом? Флаг в руки!» - ответил он. С тех пор никто из мужчин-певцов в стране этот романс не пел, кроме меня.

Десять лет назад Анатолий Иванов вместе с коллегами по ансамблю Александром Игнатенко, Виталием Мариничем и Георгием Замесовым (теперь его заменил Михаил Сеничкин) создал вокальный квартет «Сенатор», ставший чрезвычайно популярным и в Североморске, и за его пределами.

- Вот эти часы мне лично вручил спикер Совета Федерации Сергей Миронов после выступления «Сенатора» перед российскими сенаторами в Москве! - показывает Иванов на запястье. - А поем мы песни не в стиле, а уже в жанре ретро. Какая культура вокального многоголосия была на многонациональной советской эстраде! От старых песен из репертуара грузинского ансамбля «Орэра» с молодым Вахтангом Кикабидзе или белорусских «Песняров» с молодым Владимиром Мулявиным обалдеваешь, ей-богу.

- А как же «Прощайте, скалистые горы», неофициальный гимн Северного флота?

- Эту песню невозможно не любить, но со сцены ее у нас бесподобно поет дуэт народных артистов России Богдана Мельниченко и Алексея Цымбала. Но я всегда подхватываю ее за дружеским застольем.

По словам народного артиста России Анатолия Иванова, нет в мире красивее морской военной формы, чем наша. А возвращаясь с ансамблем на борту боевого корабля после очередного дружественного визита за рубеж и подходя к родному Кольскому полуострову, он всякий раз невольно говорит:

- Ну, здравствуйте, скалистые горы!

 


Назад