28 октября 2025 16:25
Крупнейшая в мире трагедия в бакинском метро. Один день в истории
![]()
Пожар в бакинском метро 28 октября 1995 года – крупнейшая авария в Бакинском метрополитене, а также крупнейший по числу жертв инцидент в истории всех метрополитенов мира. Произошёл в субботу около 18 часов. По официальным данным, в результате пожара погибло 289 человек. Из них 286 пассажиров (28 детей) и 3 спасателя. В аварии пострадали 270 человек.
Вечером 28 октября 1995 года состав из пяти вагонов отправился от станции «Улдуз» в направлении станции «Нариман Нариманов». Пройдя 200 метров, состав остановился. Когда поезд остановился, тоннель наполнился дымом, после чего машинист сообщил об аварии и потребовал отключить электричество от контактного рельса.
Возгорание произошло в третьем вагоне, затем огонь перекинулся на четвертый. Свидетель рассказал, что после остановки машинист выбежал в вагон и пытался открыть двери вручную. Это не удалось, а когда машинист возвращался, погас свет.
По одним данным, пожар был потушен уже в 19:05, а по другим – через час после ЧП сигнал только поступил в штаб гражданской обороны, а пламя тушили в течение 6 часов.
Из-за плохой вентиляции и слабой освещённости тоннеля многие пассажиры задохнулись или были раздавлены в панике. Многие получили порезы выбитыми при эвакуации стёклами. Большинство из тех, кто умер в результате пожара, погибли внутри поезда, сорок тел были найдены внутри тоннеля. Под действием тоннельной вентиляции, включенной в режим нагнетания со стороны станции «Улдуз», облако ядовитого дыма двигалось по пути эвакуации основной массы пассажиров. Несколько человек умерло от поражения электрическим током после того, как они попытались схватить силовые и коммуникационные кабели, чтобы обойти пылающий поезд.
После трагедии президент Азербайджана Гейдар Алиев специальным указом объявил в республике общенациональный трёхдневный траур. Алиев также распорядился выделить семьям погибших по 1 миллиону манат и похоронить жертв трагедии за государственный счёт.
Согласно главной версии причин трагедии, тяговый двигатель одного из вагонов загорелся, растерявшийся машинист принял ошибочное решение остановить состав в узком тоннеле (5,6 метров высотой, 5 м шириной) между станциями в 200 метрах от станции «Улдуз». Машинист состава и диспетчер были признаны виновными и получили по 10 лет лишения свободы.
Несмотря на это, председатель правительственной комиссии по расследованию аварии, первый вице-премьер Аббасов заявил, что главной причиной трагедии является устаревшее оборудование: «В бакинском метро ездят такие развалюхи, в которые просто страшно садиться».
Согласно официально опубликованным данным, в результате пожара погибло 286 пассажиров, в том числе 28 детей, и трое спасателей. Число раненых составило 270 человек, в том числе 69 человек было госпитализировано и 13 находились в тяжёлом состоянии.
