В Мурманске начался удивительный сезон: белых ночей и полярного дня

А 21 мая (на день раньше из-за високосного года) в Мурманске наступит полярный день, который продлится два месяца. Солнце не будет заходить за горизонт до 22 июля. После окончания полярного дня наступит вторая серия белых ночей. Она продлится с 23 июля по 11 августа

Московское метеобюро о погоде в мае

"Май по всем расчётам ожидается с температурой выше климатической нормы", – рассказала Позднякова. Она добавила, что сильных ливневых дождей на май пока что не прогнозируется

Рыбак в Териберке поймал 46-килограммовую треску

«Новый рекорд этого сезона – треска 46 кг», – говорится в паблике «Моя Териберка» | интернет-газета»

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2024 года

6 – День герба и флага города Москвы

Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Сегодня – праздник Успения Богородицы по православному календарю

Успение Пресвятой Богородицы – один из двенадцати великих (двунадесятых) праздников Русской православной церкви, который отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю).

В этот день православная церковь воспоминает кончину (Успение) Божией Матери – событие, окрашенное одновременно печалью, потому что это день окончания жизненного пути Богородицы, и радостью соединения ее со своим сыном Иисусом Христом.

О земной жизни Богородицы после смерти и воскресения Иисуса Христа повествует священное предание. Пречистая Дева пребывала в то время в Иерусалиме, позже переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес, где посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как свой удел. Незадолго до кончины Божия матерь возвратилась в Иерусалим, где посетила места, с которыми связаны важнейшие события в жизни ее божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там она усердно молилась.

В одно из таких посещений Голгофы пред нею предстал архангел Гавриил и возвестил ее о скором переселении из этой жизни в жизнь небесную. В залог архангел вручил ей пальмовую ветвь. С этой вестью возвратилась Божия матерь в Вифлеем с тремя ей прислуживавшими девами – Сепфорой, Евигеей и Зоилой. Затем она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Иисуса Христа, которым возвестила о своей скорой кончине.

Божья матерь завещала свое скудное имущество прислуживавшим ей вдовицам и повелела похоронить себя в Гефсимании, рядом с могилами своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.

Вдруг воссиял свет, затмивший светильники, кровля горницы открылась, и сошел Иисус Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась к нему с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих ее память. Затем Богоматерь радостно предала свою душу в руки Христа, и тотчас раздалось ангельское пение.

С зажженными светильниками, с пением псалмов, апостолы погребли Богородицу, как она велела, в Гефсиманском саду, в пещере, где покоились тела ее родителей. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились.

На третий день до Иерусалима добрался опоздавший на погребение апостол Фома. Желая проститься с Пресвятой девой, он вошел в пещеру и обнаружил ее пустой. Тела Пресвятой девы не было, остались только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились в дом и молились Богу, чтобы он дал им знать, что стало с телом Божией Матери. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась сама Богородица и сказала: "Радуйтесь! Я с вами – во все дни".

В честь этого события 27 августа за вечерним богослужением во всех церквях выносят из алтаря и помещают посреди храма Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом проносят вокруг церкви.

Кончину Богородицы православная церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее тела, а духа – Богу, ее не коснулась. Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище.

На месте погребения Божией Матери в Гефсимании в V веке был построен храм. В 614 году храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась. Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы, и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы. Храм имеет крестообразную форму: в центре – гробница Богородицы с двумя входами. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери.

О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II века, а также фрески в катакомбах.

В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, в IX Феофан Никейский написали каноны на день Успения, которые поет ныне церковь в этот день. Кроме этого, Успение Богоматери в православной церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события.

На Руси Успение издавна один из самых любимых праздников: со времен святого князя Владимира Успенские храмы стали строить повсюду – первый соборный киевский храм, Десятинная церковь, был посвящен Успению Богородицы, а к XIV веку Успенские храмы были главными в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде и других городах. В Москве Успенский собор Кремля стал главным храмом Русской православной церкви, в нем венчались на царство все русские цари и императоры, а во времена патриаршества возводились на престол патриархи. В Мурманской области и далеко за ее пределами широко известна Успенская церковь в селе Варзуга (на фото).

В честь Успения Богородицы множество сел на Руси назывались Успенскими, Успеньями, Успенками. Успенский – одна из распространенных русских фамилий.

Ко дню Успения Богородицы на Руси приурочивался праздник собранного урожая. В этот день происходили проводы лета – встреча осени – первые осенины. С Успения начиналась заготовка различных припасов на зиму.

 


Назад