Погода в Мурманской области 20 августа: похоже, лето прощается

Ожидается облачная с прояснениями погода, местами дождь. Ветер: ночью – юго-западный, днем – западный, умеренный. Температура воздуха: ночью +5+10º, днем +12+18°

Отряд кораблей Северного флота вышел из порта Диксон и взял курс на северо-восток

Из состава отряда вышли морской тральщик «Владимир Гуманенко» и многофункциональное судно тылового обеспечения «Эльбрус», которым в соответствии с планами похода предстоит выполнять задачи в Обской губе

Международный военно-технический форум «Армия-2018» на Северном флоте

Мероприятия пройдут с 24 по 26 августа на трех площадках. В Североморске – на причальном фронте соединения противолодочных кораблей, в посёлке Сафоново – на базе Музея ВВС, в посёлке Кильдинстрой – на территории строящегося военно-патриотического парка

Официальный курс евро и доллара на выходные и понедельник 18-20 августа

Стоимость бивалютной корзины (0,55 доллара и 0,45 евро), рассчитанная по официальным курсам на выходные и понедельник, выросла по сравнению с показателем на пятницу на 4,76 копейки, составив 71,06 рубля

Коррида для Карреры: стартует 4-й тур Российской премьер-лиги по футболу

Чемпионат России по футболу продолжает набирать обороты, в пятницу стартует 4-й тур Российской премьер-лиги (РПЛ), в центральном матче которого "Краснодар" примет московский "Спартак"

Мурманская область к тушению лесных пожаров не готова

Ответов на самые главные вопросы нет. Будет ли усиливаться Мурманская база авиационной охраны лесов людьми и техникой на период возможных будущих ЧС? Кто будет готовить этих людей? Выделят ли на их подготовку и на дополнительную технику деньги? То есть, что предпримут сами власти Мурманской области, кроме ожидания федеральных денег?

Предупреждение: следующие пять лет на Земле будут рекордно жаркими

Это приведет к резкому увеличению смертности – каждый "лишний" градус жары летом будет повышать число умерших людей на 5%

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на август 2018 года

22День Государственного флага Российской Федерации

Астрономы предупредили о магнитной буре в августе

Магнитная буря первого уровня G1 по пятибалльной шкале накроет Землю 20 августа. Кроме того, согласно прогнозам, магнитосфера будет возбужденной 17 и 21 августа

В Мурманске началась загрузка ядерного топлива в энергоблок на плавучей АЭС

Плавучий энергоблок находится на площадке предприятия Росатома "Атомфлот" в Мурманске

Генетики установили, что первые викинги пришли с севера современной России

Ученые расшифровали ДНК древнейших викингов и выяснили, что они являются потомками двух групп людей – выходцев из Центральной Европы и жителей севера современной России и Прибалтики, мигрировавшими в Скандинавию примерно 10 тысяч лет назад, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS Biology.

"Мы обнаружили, что уже 10 тысяч лет назад, когда Скандинавия только освободилась от льда, на ее территорию проникло сразу две группы мигрантов. Эти миграции многократно повторялись впоследствии – в конце каменного века, в начале бронзового века и уже после появления цивилизации. Современные скандинавы не имеют почти ничего общего с первыми жителями полуострова", – заявил Маттиас Якобсон из университета Упсалы (Швеция).

Как сегодня считают ученые, первые современные люди проникли на территорию Европы около 45-40 тысяч лет назад, путешествуя несколькими путями – через Балканы, острова Средиземного моря и двигаясь по берегам Африки в сторону Испании. Следы этих первых людей в виде артефактов ориньякской и граветтской культур, сохранившихся в пещерах южной Франции и северной Италии, помогли ученым выяснить, как выглядели эти люди и найти намеки на то, почему они "победили" неандертальцев в конкурентной борьбе.

Первые жители Европы, чьи следы почти полностью исчезли из ДНК современных европейцев, заселили далеко не весь субконтинент – почти все его северные районы, в том числе Британия, север России и Скандинавия, до относительно недавнего времени были покрыты льдами и не были пригодны для жизни людей. Только 17-15 тысяч лет назад, когда льды отступили в последний раз, север стал доступным для первых его обитателей.

Якобсон и его коллеги расшифровали ДНК предположительно первых жителей Скандинавии, чьи останки были захоронены на западном побережье Норвегии, на острове Готланд в Балтийском море и в заповеднике Стура-Карлсё примерно 6-9 тысяч лет назад. Благодаря низким температурам и вечной мерзлоте, обрывки ДНК сохранились в их костях необычно хорошо, что помогло ученым восстановить геномы их обладателей почти с той же точностью, которая доступна для генетического материала современных людей. Это позволило очень точно вычислить возраст останков, раскрыть их родословную и найти их современных родичей.

Результаты их анализа крайне удивили ученых – оказалось, что жители западной части современной Норвегии были гораздо ближе по устройству своей ДНК к древним обитателям севера России и Прибалтики, чем к своим соседям, жившим в южной части Скандинавии.

Как предполагают ученые, это объясняется тем, что в Скандинавии в то время жило две обособленных популяции древних "викингов", одна из которых проникла в регион с юга, двигаясь через Данию и прилежащие к ней острова, а вторая – с востока, перемещаясь вдоль побережья Норвегии. Что интересно, эти первые жители полуострова, по словам Якобсона и его коллег, были крайне непохожи друг на друга.

Южане обладали типичной "европейской" внешностью того времени – у них были голубые глаза и темная кожа, а северные "викинги" отличались светлой кожей и разнообразной окраской глаз и волос. Эти различия хорошо сочетаются с археологическими и палеохимическими данными, говорящими о том, что эти люди питались разной пищей и изготавливали совершенно непохожие друг на друга орудия труда.

Следы ДНК и той и другой группы людей сохранились в геномах более поздних жителей Скандинавии, а также современных ее обитателей. Это говорит о том, что они не были изолированы друг от друга и периодически вступали в контакты, обмениваясь ДНК. Как предполагают ученые, подобный обмен помог их общим потомкам приспособиться к жизни на суровом севере Европы и сохранить высокий уровень генетического разнообразия, который не наблюдается в других регионах субконтинента.