16 декабря 2025 11:00
Георгий Свиридов – советский композитор, пианист, Народный артист СССР. К 110-летию со дня рождения
![]()
Биография
Георгий Свиридов родился 3 (16) декабря 1915 года в Фатеже (ныне в Курской области). Его отец был почтовым служащим, отчим – печником, а мать – учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда сыну было три года. Далёкие предки композитора были выходцами из Воронежской губернии, переселившимися в село Нижневыгорное Тимского уезда Курской губернии.
В 1924 году семья переехала в Курск, где Георгий продолжал учиться в начальной школе и где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. С девяти лет он начал учиться играть на своём первом музыкальном инструменте – фортепиано. Но вскоре юного его заинтересовала балалайка. Подбирая мелодии на слух, он проявил такие способности, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год учился в музыкальной школе (ныне Детская школа искусств № 1 им. Г.В. Свиридова). В 1932 году переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано и композиции в Центральном музыкальном техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского), который окончил в 1936 году.
С 1936 по 1941 годы учился в Ленинградской консерватории в классе композиции в том числе Д.Д. Шостаковича. Уже в 1935 году приобрёл известность циклом романсов на стихи А.С. Пушкина и в 1937 году был принят в Союз композиторов СССР. В довоенный период написал фортепианный концерт (1936) и симфонию (1937).
Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, был отправлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), перебазированное в августе 1941 в Бирск Башкирской АССР, но в конце года был комиссован по состоянию здоровья.
До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, писал военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.
В 1944 году возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.
С 1957 года – член правления Союза композиторов СССР, в 1962-1974 годах – секретарь, в 1968-1973 – первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Депутат Верховного Совета РСФСР VII, VIII, IX, X, XI созывов.
В 1958 году за подписью Г. Свиридова в газете «Правда» была опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», в которой Марк Бернес обвинялся в пошлости и пренебрежительном отношении к вокальной технике:
Пластинки, «напетые» им, распространены миллионными тиражами, являя собою образец пошлости, подмены естественного пения унылым говорком или многозначительным шёпотом. Этому артисту мы во многом обязаны воскрешением отвратительных традиций «воровской романтики» – от куплетов «Шаланды полные кефали» до слезливой песенки рецидивиста Огонька из фильма «Ночной патруль». В народе всегда считали запевалой того, кто обладает красивым голосом и истинной музыкальностью. Почему же к исполнению эстрадных песен у нас всё чаще привлекают безголосых актёров кино и драмы, возрождающих к тому же пошлую манеру ресторанного пения?
В июне 1974 года на Фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила композитора своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».
В 1991 году стал одним из инициаторов создания Петровской академии наук и искусств.
В последние годы композитор много болел. Скончался 6 января 1998 года в Москве от обширного инфаркта. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Творческая деятельность
Свои первые сочинения – цикл лирических романсов на стихи А.С. Пушкина – композитор написал в 1935 году.
В период учёбы в Ленинградской консерватории (с 1936 по 1941 год) экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Написал Концерт для фортепиано № 1 (1936-1939), Симфонию № 1 (1937) и камерную симфонию для струнных инструментов (1940). Стиль Свиридова на ранних этапах его творчества значительно изменился. Первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения писались под влиянием его учителя Д.Д. Шостаковича.
Начиная с середины 1950-х годов, обрёл свой яркий самобытный стиль и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Из времён года Свиридов больше всего любил зиму, полагая, что зима – это «время, когда Россия особенно ярко выражает своё естество». Свежие и прекрасные северные зимы композитор с особым вдохновением музыкально иллюстрировал в своих произведениях. В 1959-1961 годах участвовал в конкурсе на новый гимн СССР, в частности, вместе с Александром Твардовским, положив музыку на его вариант текста гимна. Свиридов ранее уже писал музыку на стихи Твардовского, но полноценное сотрудничество началось осенью 1961 года: Твардовский сам выбрал Свиридова в свои соавторы. Свиридов практически сразу написал мелодию гимна, при его создании он настаивал на певучести строк текста, в свою очередь Твардовский учитывал все требования композитора. В итоге проект гимна Свиридова и Твардовского так и не был принят.
В 1964 году написал музыку (вальс, марш и романс) к фильму «Метель» по прозе А.С. Пушкина. В том же 1964 году написал кантату на стихи Б.Л. Пастернака «Снег идёт». В 1974 году по совету жены Эльзы Густавовны, знатока и ценителя его творчества, сделал основательную редакцию Партиты; произведение получило статус как самостоятельное и стало называться «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина „Метель“». Мировую известность получило в исполнении симфонического оркестра под управлением В.И. Федосеева. Критики обращали внимание, что в первой части иллюстраций свиридовская «Тройка» бежит зимой, что ощущается в музыке «непостижимым образом». Картины ушедшей в историю России, лирический образ её старины были воссозданы композитором во фрагменте «Поёт зима» из Поэмы памяти С.А. Есенина. Для «Гимна Родине» выбрал стихотворение Ф.К. Сологуба «Где грустят леса дремливые, изнурённые морозами…», посвящённое русскому Северу.
С родным краем композитора связан хоровой цикл «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившему название «Новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» Р.К. Щедрин, Н.Н. Сидельников, С.М. Слонимский, В.А. Гаврилин и другие.
Всенародную популярность приобрела музыка к фильмам «Время, вперёд!»: 1-я сюита из музыки к фильму – 1965, 2-я редакция – 1977 г.; аккорды сюиты стали позывными для заставки информационной программы «Время» на Первой программе Центрального телевидения СССР, впервые вышедшей в эфир 1 января 1968 года.
С середины 1970-х гг. стал писать сочинения философско-религиозного содержания: кантаты «Ночные облака» (1979) и «Барка жизни» (1974), хоровой цикл «Песни безвременья» (1980) на слова А.А. Блока, кантата «Светлый гость» (1979) и поэма для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» (1977) на слова С.А. Есенина. Эти сочинения отличал высокий интонационный строй, медленные темпы, хоральная фактура, асимметричный ритм. Затем он обратился непосредственно к традиции русского православного церковного пения. Им был написан цикл «Три хора из музыки к трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»» (1973) (для Малого театра), в который вошли хор «Любовь святая» и 2 хора – на тексты одного из покаянных стихов и Песни Пресвятой Богородицы «Величит душа моя Господа», созданные ещё в конце 1960-х годов. В 1978 году появился набросок материала и композиционный план «Пасхальных песнопений» для смешанного хора и симфонического оркестра (на тексты тропаря и стихир Пасхи) и замысел хорового сочинения «Пасхальная ночь». К середине 1980-х появился план нового сочинения – «Величание Пасхи» для чтеца, смешанного и детского хоров, в которое вошёл хор «Слава» и чтение Евангелия. В это же время появился замысел сочинения «Песни Великой субботы» для баса соло, смешанного хора и симфонического оркестра («Да молчит всякая плоть», «Неизреченное чудо», «Егда славнии ученицы», «Вечери Твоея тайныя днесь», «Помяни мене», «Благословен грядый во имя Господне»). Были созданы церковные песнопения для хора а cappella: «Святый Боже», «Слава» (быстрая), «Аллилуия», «И ныне, и присно», «Взбранной Воеводе», «Свят Господь Саваоф», «Христос воскресе из мертвых». Позднее появился план написать полный цикл Литургии Иоанна Златоуста, оставшийся незавершенным. Были и другие неосуществленные замыслы циклических произведений, связанных с церковными праздниками. После 1990 года предметом творческого интереса композитора стали покаянные текты (молитвы, псалмы, песнопения Постной Триоди), его внимание сосредоточилось на молитвах Великого поста и событиях Страстной седмицы; был написан цикл «Песнопения и молитвы» (1992-1997). При этом композитор относился к богослужебным текстам как к поэтическим произведениям, редактировал их, заменял слова, изменял их формы; поэтому хоровой цикл не является в строгом смысле церковным пением и показательно название незавершенной им оратории: «Из литургической поэзии».
Музыка композитора долго оставалась мало известна за границей, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер. Композитор продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М.П. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использовал традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время – и современной городской массовой песни. Творчество Г.В. Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.
Заслуги
Георгий Свиридов – Герой Социалистического Труда (1975), Народный артист РСФСР (1963), Народный артист СССР (1970), лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), Государственной премии СССР (1968), Государственной премии СССР (1980), Государственной премии Российской Федерации (1994) в области литературы и искусства, Премии Президента Российской Федерации (1997), Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства. Свиридов награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995), четырьмя орденами Ленина (1965, 1971, 1975, 1985), медалями. Почётный гражданин Курска (1982), Почётный гражданин Москвы (1997).
Семья
Женился ещё будучи студентом – на пианистке Валентине Токаревой; в 1940 году у них родился сын Сергей. Брак продлился недолго, уже в 1944 году Свиридов ушёл из семьи к юной Аглае Корниенко. Через четыре года у него родился второй сын, Георгий-младший, сразу после рождения которого Свиридов ушёл к Эльзе Густавовне Клазер, ставшей его третьей женой. Пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у композитора случился первый инфаркт. Сын Георгий скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания. Эту новость Свиридов не узнал – супруга собиралась сообщить о смерти тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Но 6 января 1998 года Свиридов скончался.
Наследник композитора – его племянник, музыковед, профессор Александр Белоненко, многие годы занимающийся изучением рукописей композитора и восстановлением утраченных фрагментов его произведений.
«Меня спрашивают: какой я? Я русский человек! И дело с концом. Что ещё можно сказать? Я не россиянин. Потому что россиянином может быть и папуас. И прекрасно он может жить в России. На здоровье, пусть живёт. Но русский человек – это русский человек. Во мне течет русская кровь. Я не считаю, что я лучше других, более замечательный. Но вот я такой, как есть – русский человек. И этим горжусь. Я призываю вас с высоты своего возраста: надо гордиться, что мы – русские люди!
(Георгий Васильевич Свиридов. 4 февраля 1997 года).
