ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2024 года

6 – День герба и флага города Москвы

Гидрометцентр о погоде летом 2024 года: холодным оно не будет

Спрогнозировать, насколько сильно погода летом будет выше нормы, пока невозможно

Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Умерла народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина

Народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина скончалась на 90-м году жизни, сообщила ее помощница Валентина Бурьянова.

По словам сына Касаткиной, прощание с ней пройдет в субботу, 16 марта, в атриуме Большого театра. Похоронят балерину в Снегирях, на семейном кладбище рядом с ее супругом Владимиром Василевым.

Советская и российская артистка балета, балетмейстер, народная артистка РСФСР Наталия Дмитриевна Касаткина родилась 7 июня 1934 года в Москве. Ее отец Дмитрий Касаткин был инженером-строителем, главным специалистом по театральным и спортивным сооружениям города Москвы, мать Анна Кардашова (Касаткина) – писательница.

В 1953 году Наталия Касаткина окончила Московское хореографическое училище (Московская государственная академия хореографии) по классу Суламифи Мессерер и Марии Кожуховой.

В 1954-1976 годах танцевала в Большом театре. Репертуар состоял преимущественно из характерных партий – ее выступления отличали темперамент, артистизм, выразительность пластики и графичность линий. Была первой исполнительницей партий Узундары в балете "Гаянэ" (1957) и Египетской танцовщицы в "Спартаке" (1958) Арама Хачатуряна, Мавританки в балете "Лейли и Меджнун" Сергея Баласаняна (1964), Бесноватой в балете "Весна священная" Игоря Стравинского (1965), Придворной танцовщицы в "Легенде о любви" Арифа Меликова (1965), Индийской куклы в "Щелкунчике" Петра Чайковского (1966), Рока в "Кармен-сюите" Жоржа Бизе – Родиона Щедрина (1967), Изольды в постановке "Тристан и Изольда" на музыку Рихарда Вагнера (1967).

Исполняла характерные танцы в балетах "Лебединое озеро" Петра Чайковского, "Раймонда" Александра Глазунова, "Золушка" и "Каменный цветок" Сергея Прокофьева, "Дон Кихот" Людвига Минкуса, "Лауренсия" Александра Крейна.

С начала 1960-х годов Наталия Касаткина работала в качестве балетмейстера и сценариста в творческом и супружеском союзе с танцовщиком и балетмейстером Владимиром Василевым. Ими поставлены балеты "Ванина Ванини" (1962) и "Героическая поэма" (1964) Николая Каретникова, "Весна священная" (1965) Игоря Стравинского в Большом театре, "Сотворение мира" (1971) и "Пушкин. Размышления о поэте" (1979) Андрея Петрова в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), "Повесть о Ромео и Джульетте" Прокофьева (1972) в Новосибирском театре оперы и балета, "Прозрение" Юрия Буцко (1974) в Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

С 1977 года Касаткина и Василев являлись художественными руководителями Концертного ансамбля СССР "Классический балет" (с 1992 года – Государственного академического театра классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василева).

Касаткина совместно с Василевым одними из первых познакомили зрителей с творчеством западных балетмейстеров-классиков XX века Мориса Бежара и Ролана Пети, пригласив балетмейстера Александра Плисецкого для переноса их постановок на московскую сцену. Кроме того, балетмейстеры восстановили старинную хореографию: специально для их труппы Пьер Лакотт сделал новую редакцию балета "Натали, или Швейцарская молочница" Адальберта Гировеца и Микеле Карафа ди Колобрано.

При этом Касаткина и Василев продолжали развивать собственные постановочные и хореографические идеи в оригинальных спектаклях, среди которых – "Волшебный камзол" Николая Каретникова (1983), "Проделки Терпсихоры" на музыку Йозефа Штрауса (1984), "Поцелуй феи" Игоря Стравинского (1989), "Травиата" на музыку Джузеппе Верди (2001), "Маугли" Алекса Прайера (2007), "Лисистрата" Ольги Петровой (2014), "Гадкий утенок" на музыку Эдварда Грига (2016), "Кракатук" Эдуарда Артемьева (2020).

Балетмейстеры в своем творчестве также обращались к классическим балетам – они создали собственные редакции "Лебединого озера" (1988), "Щелкунчика" (1994) и "Спящей красавицы" (2004) Петра Чайковского, "Дон Кихота" Людвига Минкуса (1990), "Жизели" Адольфа Адана (1991), "Коппелии" Лео Делиба (2009). Они обращались также к советской классике, поставив на сцене театра спектакли "Гаянэ" (1977) и "Спартак" (2002) Арама Хачатуряна, "Золушка" Сергея Прокофьева (1993). Свое видение классических сюжетов Касаткина и Василев представили в балетах "Дама с камелиями" на музыку Джузеппе Верди – Павла Сальникова (1996), "Чудесный мандарин" Белы Бартока (1996), "Жар-Птица" Стравинского (2000).

Всего Касаткина осуществила около трех десятков широкомасштабных балетных постановок.

Из стен Театра классического балета вышли такие звезды балета, как Владимир Малахов, Галина Степаненко, Ирек Мухамедов, Ильгиз Галимуллин, Станислав Исаев, Татьяна Палий, Екатерина Березина и др.

Балетмейстеры Касаткина и Василев проявили себя как оперные постановщики – благодаря им появились такие спектакли, как "Петр Первый" (1975) и "Маяковский начинается" (1983) Андрея Петрова на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова, "Так поступают все женщины" Вольфганга Амадея Моцарта в Большом театре (1978).

Наталия Касаткина и Владимир Василев пробовали себя на телевидении – им были осуществлены такие телепостановки, как "Хореографические новеллы" (1973), "Адам и Ева" (по балету "Сотворение мира" Дариюса Мийо, 1982), "Синие розы для балерины" (1985). Кроме того, в 1970-1980-х годах Касаткина вела программы "Балет, балет…" и "Легенды Большого" на Центральном телевидении.

Наталия Касаткина – народная артистка РСФСР (1984). Она являлась лауреатом Государственной премии СССР (1976) и Национальной балетной премии "Душа танца" (1996), почетной премии Российского авторского общества (2003). Была награждена орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов (1994), Почета (2005), Дружбы (2020).

Была замужем за Владимиром Василевым (1931-2017). Сын Иван (1960) – кинорежиссер, директор и главный режиссер Театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева.

 

 


Назад