8 июня 2017 17:58
Смерть за мольбертом. К 180-летию со дня рождения выдающегося русского художника Ивана Крамского
Крамской – выдающаяся фигура в культурной жизни России 1860-1880-х годов. Он был идеологом целого поколения художников-реалистов.
Иван Николаевич Крамской родился (27 мая) 8 июня 1837 года в Воронежской губернии. Учился в Острогожском училище, где в 12 лет окончил курс с похвальными листами по всем предметам.
В тот же год лишился отца. Подрабатывал писарем в местной думе. В 15 лет поступил учеником к острогожскому иконописцу и провел в его мастерской около года. А когда минуло 16, представился случай вырваться из Острогожска с харьковским фотографом, снимавшим войсковые учения. С этим фотографом Иван и объехал в течение трех лет половину России в качестве ретушера и акварелиста.
В 1857 году Крамской появился в Петербурге и, не имея никакого систематического художественного образования, дерзнул подать документы в Академию художеств. Успешно сдал экзамены и оказался студентом Академии.
В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все 14 выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, но 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.
В 1865 году Крамского пригласили помощником по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Однако получилось так, что всю главную роспись купола сделал Крамской вместе с художниками Венигом и Кошелевым.
В 1863-1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 году Крамской получил звание академика.
В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства.
Одна из известнейших работ Крамского – «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея). Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию – идею героического самопожертвования.
Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (Лев Толстой, 1873; Иван Шишкин, 1873; Павел Третьяков, 1876; Салтыков-Щедрин, 1879 – все в Третьяковской галерее). В них выразительная простота композиции и ясность фигуры подчеркивают ведущую часть глубокой психологической характеристики.
Иван Николаевич ушел из жизни за работой в возрасте 50 лет. В последний свой день, (24 марта) 5 апреля 1887 года, Крамской несколько часов подряд писал портрет доктора К.Раухфуса. Вдруг побледнел и бездыханный рухнул на мольберт…