25 июля 2020 14:11
Катастрофа «Конкорда» под Парижем, поставившая крест на сверхзвуковом пассажирском лайнере. Страницы истории
Свой первый испытательный полет сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» совершил в 1969 году, а в августе 1995-го на нем был установлен рекорд скорости облета Земли – 31 час 30 минут. В 1976 году самолеты начали регулярные рейсы с пассажирами на борту. С начала эксплуатации услугами «Конкордов» воспользовались более трех миллионов человек. Лайнером летали королева Великобритании Елизавета II, известные музыканты, актеры, спортсмены, политики.
Однако в связи с катастрофой, произошедшей в парижском аэропорту 25 июля 2000 года, в которой погибли 113 человек (109 находившихся на его борту и четверо жильцов гостиницы, на которую рухнул пылающий самолет), эксплуатация «Конкорда» была прекращена до 2001 года.
В 16:42 (14:42 UTC) «Aеrospatiale-BAC Concorde 101» рейсом Париж – Нью-Йорк вырулил на взлётную полосу. Во время разбега на скорости примерно 280 км/ч лайнер наехал на металлический обломок от DC-10, вследствие чего покрышка правого первого колеса на левом шасси лопнула. Большой фрагмент покрышки, ударивший в крыло самолёта, вызвал повреждение обшивки и утечку авиатоплива из бака. Ещё один фрагмент покрышки перебил электропровод и вызвал короткое замыкание. Вытекающий из бака керосин тут же воспламенился от искры. Загоревшийся керосин стал причиной срабатывания пожарной сигнализации двигателя № 2 (на левом крыле ближе к фюзеляжу) и его отключения экипажем. Впоследствии двигатель № 1 «задохнулся» от горячих газов, не смог дальше работать в нормальном режиме и отключился.
На командно-диспетчерском пункте аэропорта имени Шарля-де-Голля авиадиспетчер обнаружил возгорание «Конкорда», о чём тут же сообщил экипажу. Самолёт уже заканчивал разбег по полосе, поэтому пилоты не имели возможности прекратить взлёт и в 16:43:15 подняли горящий авиалайнер в воздух. Командир принял решение разогнать самолёт на трёх двигателях и посадить его в аэропорту Ле-Бурже, однако через несколько секунд после отрыва от ВПП из-за продолжающегося пожара отказал двигатель № 1 (крайний на левом крыле) и самолёт начал крениться влево. Затем нос самолёта резко задрался вверх, машина потеряла управление и в 16:44 пластом рухнула на небольшой отель примерно в 3 километрах от аэропорта. Лайнер полностью разрушился, здание отеля охватил пожар. Через несколько часов пожар был потушен.
В 2001 году полеты возобновились, но авиакомпаниям так и не удалось вернуть прежнее доверие к лайнеру, прежде считавшемуся самым надежным в мире. В апреле 2003 года авиакомпании «Эр Франс» и «Бритиш Эйруэйз» объявили, что полеты французско-британского сверхзвукового пассажирского авиалайнера «Конкорд» будут окончательно прекращены с 1 ноября 2003 года.