РФС утвердил состав участников нового сезона Российской премьер-лиги

В РПЛ в новом сезоне выступят «Краснодар», «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» Москва, «Локомотив», «Рубин», «Ростов», «Акрон», «Крылья Советов», «Динамо» Махачкала, «Ахмат», «Балтика», «Торпедо», «Сочи», «Нижний Новгород»

Солнечная активность переживает спад. Следующий пик наступит только в 2034 году

В тоже время риски крупных вспышек на Солнце и магнитных бурь на Земле сохранятся еще два-три года

Гидрометцентр предупредил о погоде в июне выше нормальной

Средняя температура в июне будет около нормы на большей части России и выше нормы на 20% территории страны, в том числе на Урале и на севере Поволжья

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июнь 2025 года

28 – День молодежи России

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

За последние 60 лет зима в российской Арктике стала короче

Зима в российской Арктике стала короче за последние 60 лет, она наступает на 3-10 дней позже и заканчивается на 5-10 дней раньше

Пароход «Илья Репин», бывший немецкий «Ругард», на трудовой вахте в СССР. Один день в истории

80 лет назад, 26 июня 1945 года, в связи с реорганизацией Гидрографического института в Высшее арктическое морское училище Главсевморпути для организации практики курсантов училищу передан пассажирский пароход «Илья Репин».

Пароход был построен в 1927 году в Германии в Штеттине и первоначально носил название "Ругард". Судно было предназначено для перевозки 500-800 каютных и палубных пассажиров, имело две паровые машины по 850 лошадиных сил, развивало скорость 15 узлов. Экипаж судна состоял из 56 человек.

До начала Второй мировой войны "Ругард" работал на линиях Балтийского и Северного морей, перевозя пассажиров и их багаж. Судно отличалось своим мощным клепаным корпусом из знаменитой крупповской стали и безотказностью работы паровой машины. Его узнавали в портах по знаменитой трубе и мощному паровому тифону, звук которого был слышен на несколько морских миль. Продолжительность летних рейсов была не более двух суток, потому они назывались пляжными. Судно было занято доставкой отдыхающих, пассажиров и экскурсантов к местам массового пляжного отдыха на побережье Балтийского моря.

С сентября 1939 года "Ругард" перешел под управление военно-морского ведомства Германии, а во время Второй мировой войны пароход считался личной яхтой Германа Геринга, рейхсфюрера гитлеровской Германии, но использовался и как госпитальное судно. 8 мая 1945 года он был последним судном ВМФ Германии, оставившим полуостров Хелла в районе Гданьска. Пароход взял около 1500 раненых и беженцев, 10 мая он достиг бухты Страндер, недалеко от Кильского канала, где был аннексирован Великобританией.

Судьба германского флота решалась на Потсдамской конференции трех держав в 1945 году. Часть германских пассажирских судов перешла под советский флаг, в том числе и "Ругард". Он прошел ремонт и частичное переоборудование на верфи в Висмаре и уже под именем великого русского художника был отправлен в Ленинград, где его приняли в состав флота компании "Совторгфлот-Ленинград", затем реорганизованной в Балтийское морское пароходство.

26 июня 1945 года вышло постановление Совнаркома СССР о реорганизации Гидрографического института в Высшее арктическое морское училище Главсевморпути (ВАМУ). Для обеспечения практики курсантов училищу передали и пассажирский пароход "Илья Репин".

Вот как вспоминает о пароходе "Илья Репин" капитан дальнего плавания, ветеран Мурманского пароходства Семен Лазаревич Либеров:

"В арктическом училище не было общежития. Все курсанты жили в громадном куполообразном здании бывшего Гидрографического института на Заневском проспекте. Но там надо было размещать лаборатории, и кому-то пришла в голову гениальная идея – поселить курсантов училища на пассажирском пароходе "Илья Репин". Он стоял у причала недалеко от 16-й линии Васильевского острова. Судно было вполне комфортабельным: каюты трех классов, музыкальный салон, прекрасный ресторан. Он казался курсантам просто раем..."

Но недолго длился рай для курсантов. На Севере надо было налаживать пассажирские перевозки вдоль побережья Баренцева и Белого морей. В 1950 году пароход "Илья Репин" еще раз был направлен на Висмарскую судоверфь, где прошел переоборудование из пассажиро-круизного в грузопассажирское судно. Перестроечные работы коснулись надстройки и паровой машины. Новая скорость стала составлять всего 11,2 узла. Теперь судно брало 189 пассажиров в каюты и 92 человека – в пассажирский салон на сидячие места. Кроме того, на судне можно было перевозить грузы, почту и багаж. Экипаж был увеличен до 64 человек.

В составе пассажирского флота Мурманского морского пароходства "Илья Репин" проработал до октября 1968 года. Почти 20 лет он обслуживал побережье Баренцева и Белого морей. На линиях Мурманск – Архангельск, Мурманск – Озерко, Мурманск – Иоканьга и других северных маршрутах были перевезены 440 тысяч пассажиров и более 35 тысяч тонн грузов. Один раз в эти годы моей семье довелось добираться «Ильей Репиным» из Мурманска в Гремиху (Иоканьгу). Для сотен жителей побережья сообщение морем было единственным видом связи с материком.

«Илья Репин» прошел более 400 000 миль. Пароход был кузницей кадров. На нем прошли обучение и повысили квалификацию более 400 моряков. Из экипажа "Ильи Репин" вышли будущие 21 капитан дальнего плавания, два заместителя начальника пароходства и Министерства морского флота.

Когда в ноябре 1968 года судно уходило из Мурманска в свой последний рейс в Беломорск, капитан порта Юрий Попов лично обзвонил и сообщил на все суда, стоящие в порту и на рейде, что "Илья Репин" уходит из родного порта навсегда. Как только были отданы последние швартовы и судно начало отходить от главного пирса морского вокзала, началось... Сначала начали гудеть судовыми тифонами и свистками катера АСПТР, буксиры, портовый флот и суда ВМФ, стоящие у морвокзала. Затем мощно заревели ледоколы и суда, стоящие в судоремонтном заводе. К ним подключились все суда, стоящие в порту и на рейде, а по мере движения "Репина" по заливу к этому реву судовых тифонов и свистков подключились гудки паровозов и клаксоны автомобилей. Слезы катились у морских волков – капитанов Николая Показанова и Василия Игауна, которые вели любимое судно в последний рейс. В этих гудках судов, паровозов и машин была выражена человеческая любовь и уважение к знаменитому пароходу-труженику "Илья Репин".

В январе 1969 года обветшавший пароход был выведен из эксплуатации и снят с учета Регистра СССР. По водной системе Беломоро-Балтийского канала и рекам он был переведен в Запорожье. Там «Илья Репин» служил вспомогательным судном, на котором отрабатывалась и проверялась готовая продукция Запорожского завода навигационного оборудования «Радиоприбор». После повторного списания пароход использовался в качестве плавучего ресторана. Дату его разделки уточнить не удалось.

 


Назад