Цвет 2025 года – Мокко Мусс

Каждый год миллионы дизайнеров, модельеров и даже простых людей ждут объявления главного цвета года по версии Pantone. Это событие становится настоящей сенсацией в мире моды и дизайна

Чемпионат России по фигурному катанию, Санкт-Петербург, 18-21 декабря: состав, расписание

Федерация фигурного катания на коньках России опубликовала состав участников чемпионата России. В заявке отсутствуют Алина Горбачева (из-за травмы) и Дмитрий Алиев (тоже травма). В соревнованиях спортивных пар не смогут принять участие Наталья Хабибуллина и Илья Княжук (из-за недомоганий у партнерши)

"Краснодар" поставил ЦСКА на место и лидирует в первенстве России перед «зимней паузой»

Прошли четыре заключительные четыре матча 18-го тура чемпионата страны по футболу в Российской премьер-лиге (РПЛ) перед «зимней паузой»

Магнитные бури в декабре 2025-го

Декабрь 2025 года, согласно предварительным прогнозам, обещает быть сравнительно спокойным. Несмотря на умеренную геомагнитную активность, отдельные дни месяца все же потребуют внимания. Специалисты отмечают, что на солнце ожидаются небольшие выбросы плазмы, которые могут вызвать кратковременные возмущения магнитного поля Земли

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на декабрь 2025 года

16 – День покорения вершин

Холода придут в Москву в третьей декаде декабря, а серьезный снег – во второй

Холодное вторжение ожидается в Москве только в третьей декаде декабря, оно вернет показатели в рамки климатической нормы, сообщил ведущий специалист центра погоды "Фобос" Михаил Леус. Формирование снежного покрова в Москве ожидается не ранее середины декабря

Еще раз о повышении пенсий. Они вырастут с 1 января на 7,6%

Статс-секретарь отметил, что индексация страховых пенсий касается всех российских пенсионеров – и работающих, и неработающих

Татьяна Навка: новый сезон театральных представлений в стране и за рубежом

Олимпийская чемпионка в танцах на льду продюсер Татьяна Навка рассказала о предстоящем открытии осенне-зимнего сезона театральных шоу на льду. "Это полноценные театральные представления, где фигурное катание органично переплетается с цирком, балетом, мюзиклом и современными сценическими технологиями"

Артем Микоян – выдающийся советский авиаконструктор, академик. Брат Анастаса Микояна. К 120-летию со дня рождения

Знаменитый советский авиаконструктор, глава конструкторского бюро «МиГ», генерал-полковник инженерно-технической службы, академик АН СССР – Артем Микоян является одним из родоначальников реактивной авиации в СССР. Благодаря своим выдающимся организаторским и конструкторским способностям он превратил свое КБ в главное истребительное КБ Советского Союза, а его самолеты и сегодня составляют основу боевой мощи ВВС России и других стран мира.

Артем Иванович Микоян родился 23 июля (5 августа) 1905 года в горном селении Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии в бедной крестьянской армянской семье. Помимо Анушавана в семье было ещё четверо детей – двое сыновей (Ерванд и Анастас, будущий государственный деятель) и две дочери (Воскеат и Астхик). Его отец, Ованес Нерсесович Микоян (1856-1918), работал на медеплавильном заводе. Его мать – Тамара (Талита) Отаровна Микоян (1867-1960) – была домохозяйкой.

Начальное образование получил в сельской школе (два класса). После смерти отца в 1918 году мать отправила его в Тифлис к двоюродной сестре. Здесь он продолжил своё обучение в армянской школе. Летом 1921 года Микоян организовал в родном селе комсомольскую ячейку.

В 1923 году он переехал к брату Анастасу сначала в Ростов-на-Дону, где работал токарем в железнодорожной мастерской, а затем – в Москву, где работал токарем на заводе «Динамо».

В 1928 году Микоян был призван в Красную Армию. Микоян был зачислен в пехоту, срочную службу проходил в войсковой части города Ливны Орловской области. В августе 1929 года был переведён в Иваново-Вознесенскую военную школу в городе Орле.

После службы в армии работал секретарём парткома на московском заводе «Компрессор». В 1931 году Микоян попал в число парттысячников, направленных на учёбу в ВВА имени Н. Е. Жуковского. В 1933 году, одним из первых слушателей академии вызвался совершить парашютный прыжок. Как писали позже, Микоян был, кажется, единственным из советских авиаконструкторов, который имел право носить на груди значок парашютиста.

В 1935 году Микоян был направлен на производственную практику в Харьков. Вместе с другими слушателями академии он построил свой первый самолёт – лёгкий «Октябрёнок», получивший высокую оценку Центрального аэроклуба. Весной 1936 года Микоян приступил к написанию дипломного проекта, работа над которым заняла больше года. В 1937 году он защитил дипломный проект, ему было присвоено звание военного инженера-механика ВВС РККА.

По окончании академии был направлен на работу на 1-й авиационный завод имени Осоавиахима в Москве, где он сначала был военным представителем, а в 1938 году стал начальником бюро по серийным истребителям в КБ Поликарпова, которое было переведено на этот завод.

Работая в постоянном контакте с Поликарповым, Микоян уже через год стал заместителем главного конструктора всего завода и возглавил группу конструкторов КБ-1 8 декабря 1939 года – именно эта дата и считается днем образования ОКБ имени Микояна.

В 1940 году под руководством Микояна (совместно с М.И. Гуревичем) был создан самый скоростной серийный самолет-истребитель того времени – «МиГ-1», предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах, а затем и его модификация – «МиГ-3». Именно эти два типа самолета строились большой серией в первые годы Великой Отечественной войны и успешно применялись в боевых действиях, приняв на себя удар и всю тяжесть первых лет войны и хорошо зарекомендовав себя в системе ПВО страны.

Значительную роль в победе Советского Союза над фашистской Германией сыграли и другие самолеты конструктора, созданные в 1941-1945 годах в его КБ. Среди них истребители, отличающиеся высокими летно-техническими характеристиками – «МиГ-7», показавший максимальную скорость 690 км/ч, высотный самолет «И-224», достигший потолка 14 тысяч метров, «И-250» с комбинированной силовой установкой и другие.

После войны Артем Иванович работал над созданием скоростных и сверхзвуковых реактивных самолетов, многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении советских ВВС – это самолеты «МиГ-9», «МиГ-15», «МиГ-17» (достигавший скорости звука), «МиГ-19» (первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель, на вооружении которого были управляемые ракеты класса «воздух – воздух»), «МиГ-21» (с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука).

В 1956 году Микоян был назначен генеральным конструктором КБ «МиГ», а последними самолетами, созданными под его руководством, стали – истребитель «МиГ-23», первый в СССР самолет с изменяемой в полете стреловидностью всего крыла, и истребитель-перехватчик «МиГ-25» со скоростью полета, в три раза превышающей скорость звука. Именно в этот период короткое слово «МиГ» прочно вошло в лексикон летчиков всего мира, а истребители этой марки воплощали в себе последние достижения авиационной науки и материаловедения.

Отметим, что на самолетах, созданных под руководством Микояна, установлено около шести десятков мировых рекордов. К тому же Артем Иванович создал не только замечательную технику, но и свою школу в самолетостроении, воспитав много высококвалифицированных конструкторов.

Заслуги великого конструктора были высоко оценены в СССР и за его пределами. Академик АН СССР, генерал-полковник инженерно-технической службы, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Государственных премий – Микоян награжден шестью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями и другими наградами. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР в 1950-70-х годах.

Артем Иванович был очень общительным и гостеприимным человеком. Гибель Гагарина и Серегина в 1968 году, а позже и гибель его друга, генерала Кадомцева на «МиГ-25П» тяжело отразились на его здоровье.

Скончался Артем Иванович Микоян 9 декабря 1970 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Со своей будущей женой, Зоей Ивановной Лисициной, Артём Микоян познакомился на её дне рождения. 23 февраля 1936 года они стали мужем и женой. В декабре у них родилась дочь Наташа. Сын Артёма Микояна – Ованес. Ныне является советником заместителя генерального директора РСК «МиГ».

Бронзовый бюст знаменитого авиаконструктора и мемориальный комплекс находятся в селе Санаин в Армении. В Москве на доме, в котором жил Микоян, установлена мемориальная доска. Его именем назван Московский машиностроительный завод.

 

 


Назад