23 декабря 2018 08:33
23 декабря – День дальней авиации ВВС России
День дальней авиации ВВС России отмечается 23 декабря. Праздник был учрежден в 1999 году приказом главнокомандующего Военно-воздушными силами (ВВС) РФ Анатолия Корнукова.
Дальняя авиация (ДА) является составной частью авиации Военно-воздушных сил, компонентом стратегических ядерных сил и предназначена для решения стратегических и оперативных задач на театрах военных действий. Основной задачей дальней авиации в масштабе ВВС считается как ядерное, так и неядерное сдерживание вероятных противников.
Днем создания российской дальней авиации принято считать 23 декабря (10 декабря по старому стилю) 1914 года, когда император Николай II утвердил постановление военного совета Русской армии о создании эскадры бомбардировщиков "Илья Муромец", первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. На самолете "Илья Муромец", спроектированном и построенном русским инженером Игорем Сикорским, были установлены мировые рекорды дальности, продолжительности полета и грузоподъемности.
В годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. В воздушных боях огнем бортовых пулеметов было уничтожено 12 истребителей противника. В 1917 году в эскадру входило 20 бомбардировщиков.
После Октябрьской революции в марте 1918 года началось создание Северной группы воздушных кораблей (СГВК) "Муромцев" для полярных экспедиций и разведки Северного морского пути. Напряженное положение на фронтах Гражданской войны не позволило осуществить этот проект. В ноябре 1918 года Северная группа была переименована в Авиагруппу, а в 1919 году получила название Дивизион воздушных кораблей.
Дальнейшее развитие дальней авиации было связано с принятием в 1930 годы на вооружение бомбардировщика ТБ-3, спроектированного под руководством Андрея Туполева. В 1936 году в войска начали поступать самолеты ДБ-3 (после модернизации – ДБ-3Ф), сконструированные в конструкторском бюро Сергея Ильюшина.
В 1936-1938 годах авиабригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков были сведены в три воздушные армии особого назначения. Армии находились в непосредственном подчинении Наркома обороны. В 1940 году, после их расформирования, соединения и части тяжелых бомбардировщиков вошли в созданную Дальнебомбардировочную авиацию Главного командования Красной Армии (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны в ДБА ГК входило пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк (около 1500 самолетов и почти 1000 экипажей, находящихся в полной боеготовности).
Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне экипажи ДБА выполнили 22 июня 1941 года. А в ночь с 10 на 11 августа 1941 года три группы дальних бомбардировщиков нанесли удар по Берлину. В течение месяца ими было совершено 10 налетов на столицу фашистской Германии и выполнено 90 самолетовылетов. В годы войны ДА принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии, в том числе в Заполярье, выполняя специальные задания.
В марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была преобразована в авиацию дальнего действия, в декабре 1944 года – в 18-ю воздушную армию. В 1946 году на базе 18-й воздушной армии была создана Дальняя авиация Вооруженных сил.
В 1947 году началось поступление новых самолетов Ту-4 в войска. В 1951 году бомбардировщики Ту-4 стали носителями ядерного оружия.
После принятия на вооружение в 1950 годы реактивной техники (бомбардировщиков Ту-16, Ту-95 и ЗМ) произошел качественный скачок в развитии дальней авиации СССР. Экипажи ДА начали освоение Арктики. В 1961 году ДА была переведена с армейской на корпусную организацию. Основу составили три отдельных тяжелых бомбардировочных корпуса с управлениями в Смоленске, Виннице и Благовещенске.
В 1970-1980-е годы ДА пополнилась авиационными комплексами Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160, вооруженными крылатыми ракетами большой дальности. В сентябре 1980 года были образованы воздушные армии. В мае 1988 года ДА была воссоздана.
С мая 1992 года Дальняя авиация вошла в состав Военно-воздушных сил РФ. В августе 1998 года на базе ДА была образована 37-я воздушная армия Верховного Главного командования.
После вынужденного затишья, связанного с распадом СССР, возросла интенсивность полетов самолетов ДА. В 2001 году стратегические ракетоносцы впервые после 10-летнего перерыва появились над Северным полюсом.
В августе 2007 года ДА возобновила полеты в удаленных регионах на постоянной основе, прерванные в 1992 году. Патрулирование осуществляется в регионах активного судоходства и экономической деятельности России. Полеты на воздушное патрулирование в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана выполняются как с базовых, так и с оперативных аэродромов.
В последнее время возобновлены полеты самолетов дальней авиации по плану стратегического сдерживания. Стратегические бомбардировщики Ту-160 выполняли посадку на аэродромах стран Карибского бассейна (Венесуэла, Никарагуа) благодаря использованию самолетов-заправщиков с аэродромов Северной Африки (Египет) и Юго-Восточной Азии (Вьетнам). Также самолеты дальней авиации достигли акваторий Средиземного и Южно-Китайского морей.
В 2014 году впервые самолеты Ил-78 авиационного полка самолетов-заправщиков командования дальней авиации произвели посадку на аэродроме Каир (Египет), а экипажи стратегических ракетоносцев Ту-95МС выполнили полеты по плану мероприятий стратегического сдерживания вдоль побережья Норвегии, Великобритании, Испании, Португалии с дозаправкой топливом в воздухе.
Операция российских ВКС в Сирии позволила России испытать возможности дальней авиации и новейших крылатых ракет. Российская стратегическая авиация впервые была задействована в небе над Сирией 17 ноября 2015 года – самолеты Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 нанесли массированный ракетно-бомбовый удар по позициям и объектам террористов. В этот день получили боевое крещение российские стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, никогда до этого не применявшиеся на войне.
В 2018 году экипажи дальней авиации успешно выполнили планы по налету, боевой подготовке и боевому применению. Общий налет составил более 20 тысяч часов. Проведено более 40 лётно-тактических учений. В течение года в состав дальней авиации поступили 4 модернизированных самолета Ту-95МС и 1 самолет Ту-160.
Экипажи дальней авиации принимали активное участие в мероприятиях оперативной и боевой подготовки по плану вышестоящих органов военного управления, в маневрах «Восток-2018», совместном антитеррористическом учении «Иссык-Куль-Антитеррор-2018», совместном учении вооружённых сил государств членов ШОС «Мирная миссия-2018», командно-штабном учении с воинскими контингентами коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ «Взаимодействие-2018», Международном военно-техническом форуме «Армия-2018», Международном конкурсе «Авиадартс-2018» и других мероприятиях.
Впервые в 2018 году на аэродроме Анадырь выполняли полеты самолеты Ту-160.
Впервые за 5 лет выполнены полёты в Боливарианскую Республику Венесуэлу составом авиационной группы – пары стратегических ракетоносцев Ту-160 и обеспечивающих подразделений. По прилёту в Венесуэлу организована подготовка и выполнен специальный полёт со взлётом и посадкой на аэродроме Майкетия над акваторией Карибского моря. Экипажи получили опыт выполнения полётов в удалённых географических районах, в условиях южных широт.
В 2019 учебном году соединения и воинские части командования дальней авиации будут выполнять задачи совместной подготовки с другими видами и родами войск по выполнению задач на территории всех военных округов.
Соединения и части ДА базируются с учетом ее оперативно-стратегического предназначения и задач от Новгорода на западе страны до Анадыря и Уссурийска на востоке, от Тикси и Оленегорска на севере и до Благовещенска на юге России.
На вооружении дальней авиации стоят стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78(М), специальные самолеты Ан-30Б, транспортные самолеты Ан-12, Ан-26, вертолеты Ми-8 и Ми-26.
Основное вооружение самолетов: авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также авиационные бомбы различного предназначения и калибра.
Дальнейшее развитие дальней авиации осуществляется за счет проведения модернизации бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ с продлением срока службы, а также за счет создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) – стратегического бомбардировщика пятого поколения. ПАК ДА станет дозвуковым и будет решать задачи, которыми сейчас заняты сразу три типа самолетов дальней авиации – Ту-160, Ту-95МС и Ту-22.
Командующий Дальней авиацией России – генерал-лейтенант Герой России Сергей Кобылаш.
По материалам Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.