31 июля 2018 10:53
Выдающийся советский, грузинский и российский режиссер Роберт Стуруа отмечает 80-летие
Российский и грузинский режиссер, народный артист СССР и Грузинской ССР Роберт Робертович Стуруа родился 31 июля 1938 года в Тбилиси в семье художника Роберта Стуруа (1918-1982).
В 1962 году окончил режиссерский факультет Тбилисского театрального института.
С 1962 года работал в Тбилисском государственном академическом театре имени Шота Руставели. С 1979 года – главный режиссер, а с 1986 года – художественный руководитель театра.
Первый успех принесла режиссеру постановка "Сейлемский процесс" (1965) по произведению английского драматурга Артура Миллера. Затем Стуруа поставил "Мачеху Саманишвили" Давида Клдиашвили (совместно с Темуром Чхеидзе), создал веселый спектакль "Ханума".
В 1970-е годы появилось понятие "театр Стуруа". Первым опровергшим все традиционные представления спектаклем стал "Кваркваре" (1974) по Поликарпу Какабадзе. Мировую известность принесли Стуруа постановки "Ричард III" Уильяма Шекспира (1979) и "Кавказский меловой круг" по Бертольду Брехту (1975).
В 1980-е годы режиссер поставил пьесы "Роль для начинающей актрисы" Тамаза Чиладзе (1980), "Синие кони на красной траве" Михаила Шатрова (1980), "Похороны в Калифорнии" Рустама Ибрагимбекова (1983) и другие.
Важным в его творческой биографии стал спектакль "Король Лир" (1987), в котором проявилась склонность Стуруа к философской режиссуре. В 1990-е годы были поставлены "Жизнь есть сон" Педро Кальдерона (1992), "Добрый человек из Сычуани" (1993) по Бертольту Брехту, "Евангелие от Иакова" (1994) по букварю Якова Гогебашвили, "Ламара" (1996) Григола Робакидзе, "Что ж с того, что мокрая сирень" (1997) Лаши Табукашвили. В 1998 году совместно с режиссером Давидом Сакварелидзе он осуществил постановку "Женщины-Змеи" Карла Гоцци.
В 2000 году в Театре имени Шота Руставели Стуруа выпустил спектакли "Человек ли он?" Ильи Чавчавадзе, "Двенадцатую ночь" и "Гамлета" Шекспира, в 2002-2006 годах поставил "В ожидании Годо" Сэмюеля Беккета, музыкальную мистерию "Стикс" на музыку Гии Канчели, спектакли "Солдат, любовь, мальчик из охраны и… президент" Лаши Бугадзе (2005), "Невзгоды Дариспана" Давида Клдиашвили (совместно с Зазой Папуашвили, 2006), "Двенадцать разгневанных мужчин" Реджинальда Роуза (совместно с Ревазом Чхаидзе, 2006).
Спектакли Стуруа принесли Театру имени Шота Руставели мировую известность, они были представлены на многих престижных международных фестивалях.
Режиссер осуществлял постановки и в других театрах. В 1987 году на сцене московского Театра имени Евгения Вахтангова он выпустил спектакль "Брестский мир" Михаила Шатрова. В 1998 году в театре "Сатирикон" Стуруа поставил шекспировского "Гамлета", постановка была отмечена премией "Чайка" за самую оригинальную режиссерскую интерпретацию. В 2002 году в этом же театре впервые на российской сцене он поставил спектакль "Синьор Тодеро – хозяин" по Карло Гольдони.
В 2000-е годы за пределами Грузии Стуруа поставил ряд спектаклей: "Царь Эдип" Софокла (2003) в Национальном театре имени И. Франко в Киеве, "Гамлет" Шекспира (2004) в Государственном театре в Анкаре, "Ромео и Джульетта" Шекспира (2004) в Театре имени А.С. Пушкина, "Карьера Артуро Уи" Брехта (2005) в Театре "Сан Мартин" (Буэнос-Айрес, Аргентина) и другие.
В августе 2011 года Роберт Стуруа был уволен с должности худрука Театра имени Шота Руставели "за проявление ксенофобских настроений", в ноябре 2012 года – восстановлен. В настоящее время – управляющий директор театра.
(На своём творческом вечере Стуруа тогда допустил ряд резких высказываний в адрес Михаила Саакашвили и заявил, что во главе страны хотел бы видеть грузина, в то время как Саакашвили, по его словам, армянин. Стуруа при этом подчеркнул, что любит армян, что у него близкие родственники армяне, – это не помешало ряду представителей правительственного окружения обвинить его в ксенофобии).
С 2011 года Стуруа – главный режиссер Московского театра Et Cetera.
В театре им были поставлены спектакли "Шейлок (Венецианский купец)" Уильяма Шекспира (2000), "Последняя запись Крэппа" Самуэля Беккета (2002), "Ничего себе местечко для кормления собак" по пьесе Тарика Нуи (2012). В текущем репертуаре театра идут постановки "Буря" Шекспира и "Ревизор. Версия" по Николаю Гоголю, последний из них – лауреат театральной премии "Гвоздь сезона" (2018).
Среди оперных постановок Стуруа – "Огненный Ангел" Сергея Прокофьева (1990), "Отелло" Джузеппе Верди (1991), "Кармен" Жоржа Бизе (1999). Весной 1999 года в Самаре состоялась премьера оперы Сергея Слонимского "Видения Ивана Грозного". В том же году в Германии режиссер поставил оперу "Музыка для живых" Гии Канчели. В 2004 году Роберт Стуруа осуществил постановку оперы "Мазепа" Петра Чайковского на сцене Большого театра в Москве.
Перу Роберта Стуруа принадлежат пьесы "Обвинение", "Вариации на современную тему", "Концерт для двух скрипок в сопровождении восточных инструментов".
В июне 2013 года Стуруа открыл в Тбилиси собственный театр «Фабрика», который ему подарил премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили. Первой премьерой на новой площадке стал спектакль «Мария Каллас. Урок» по пьесе Терренса Макнелли «Мастер-класс».
Творчество режиссера было отмечено различными наградами. В 1982 году ему было присвоено звание народного артиста СССР. В 1979 году Стуруа был удостоен Государственной премии СССР, в 1999 году – Государственной премии РФ в области литературы и искусства. В 2008 году награжден российским орденом Дружбы.
Стуруа – народный артист Грузинской ССР (1980), народный артист Абхазской АССР (1996), заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1976). Удостоен Государственной премии Грузинской ССР имени Котэ Марджанишвили (1976), Государственной премии Грузинской ССР имени Шота Руставели (1981), Государственной премии Грузии (1996), награжден грузинским орденом Чести (1998), президентской золотой медалью (2000) и рядом других грузинских, российских и международных премий.
Роберт Стуруа женат. Его жена Дудана Квеселава – искусствовед, специалист по английскому языку. В семье два сына – Георгий (1968 г.р.), историк, и Михаил (1973 г.р.), кинооператор.