Погода в Мурманской области 22-23 октября: мокрый снег, гололед

22 октября ожидается облачная с прояснениями погода, местами небольшой мокрый снег. Ветер – юго-западный, умеренный. Температура воздуха: ночью от +2 до -3°, днем от -1 до +4°. Местами гололедица

Как будут расти зарплаты и пенсии военных в ближайшие годы

Оклады и пенсии военнослужащих будут индексироваться в ближайшие три года в среднем на 4% ежегодно, начиная с 1 октября 2019 года

Завершено обустройство сквера у Мурманского морского вокзала

Порт, понимая, что наносит открытой перевалкой угля в центре города огромный вред здоровью мурманчан, похоже, не знает, куда еще «вложиться», чтобы как-то компенсировать свое отравляющее людей производство

Хищные крабы-стригуны оккупируют Карское море

С 2016 года его численность лавинно возрастала, достигнув в 2018 году 2 тысяч экземпляров на один гектар

Гидрометцентр дал прогноз на предстоящую зиму

В ближайшие 2-3 месяца температура воздуха на большей части страны будет не ниже нормы

В Мурманске завершена загрузка плавучей АЭС ядерным топливом. Впереди – запуск реактора

Сейчас плавучий энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» находится на «Атомфлоте» – базе обслуживания атомного ледокольного флота, расположенной в северной части Мурманска

Власти Финнмарка просят пригласить Путина на 75-летие освобождения Северной Норвегии советской армией

"Для наших стран сейчас очень важно сохранять диалог, не забывать о том, что произошло 75 лет назад, о том, что советская армия освободила Финнмарк, люди здесь помнят об этом", – подчеркнул мэр коммуны

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на октябрь 2018 года

24День подразделений специального назначения

Потепление: зеленые растения в Арктике подросли на 8 сантиметров

Главным последствием потепления признаются сразу два феномена – смещения климатических поясов и "переезд" связанных с ними представителей флоры и фауны, и изменения во времени наступления весны и других сезонов года

Уроки истории: 30 лет назад начался вывод советских войск из Афганистана

В июле 1973 года в Афганистане была свергнута монархия и установлен республиканский строй. Это послужило толчком к началу гражданской войны между различными общественно-политическими и националистическими силами страны.

В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия (НДПА). Радикализм нового афганского руководства, поспешная ломка многовековых традиций народа и устоев ислама усилили сопротивление населения центральному правительству.

Обстановка осложнялась иностранным вмешательством во внутренние дела Афганистана. СССР и некоторые другие страны оказывали помощь афганскому правительству, а страны НАТО, мусульманские государства и Китай – силам оппозиции.

К концу 1979 года обстановка в стране резко осложнилась, нависла угроза свержения правящего режима. В связи с этим правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) неоднократно обращалось к СССР с просьбами об оказании непосредственной военной помощи. Советская сторона сначала отклоняла такую форму вмешательства, но, в условиях обострения афганского кризиса, 12 декабря 1979 года руководство СССР, опасаясь переноса военных действий на территорию среднеазиатских республик, приняло решение о направлении войск для оказания военной помощи правительству Афганистана. Решение было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС в соответствии со статьей 4 советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, заключенного 5 декабря 1978 года. Оно было оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

Ввод советских войск в Афганистан рассматривался политическим руководством СССР как кратковременная мера, направленная на обеспечение безопасности южных границ Советского Союза. Основная задача ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) состояла в том, чтобы создать "санитарный кордон" у границ СССР в условиях надвигавшейся угрозы распространения исламского фундаментализма на территории советских мусульманских республик.

16 декабря было отдано распоряжение о выделении из управления Туркестанского военного округа (ТуркВО) полевого управления 40-й армии и приведения ее в готовность к выполнению поставленных задач. Командующим армией был назначен первый заместитель командующего войсками ТуркВО генерал-лейтенант Юрий Тухаринов. Соединения и части 40-й армии были полностью приведены в готовность за 10-12 дней до ввода.

Директивой министра обороны СССР от 24 декабря 1979 года устанавливалось, что советские войска на территории Афганистана расположатся гарнизонами и возьмут под охрану важные объекты. При этом их участие в военных действиях не предусматривалось.

Ввод советских войск начался 25 декабря на кабульском направлении переправой по понтонному мосту через реку Амударья (город Термез) и маршем на Кабул 108-й мотострелковой дивизии. Одновременно афганскую границу пересекли самолеты военно-транспортной авиации с личным составом и боевой техникой 103-й воздушно-десантной дивизии.

К началу февраля 1980 года на территории этой страны сосредоточились три дивизии (две мотострелковые и одна воздушно-десантная), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка и другие части.

В последующем боевой состав советских войск в Афганистане постоянно усиливался. Наибольшая численность ОКСВ составляла 108,7 тысячи человек (1985), в том числе в боевых частях – 73,6 тысячи человек. Состав ОКСВ в основном включал: управление 40-й армии, три мотострелковые и одну воздушно-десантную дивизии, девять отдельных бригад и семь отдельных полков, четыре полка фронтовой и два полка армейской авиации, а также тыловые, медицинские, ремонтные, строительные и другие части и подразделения.

Общее руководство ОКСВ осуществляла оперативная группа Министерства обороны СССР, которую возглавлял маршал СССР Сергей Соколов, с 1985 года – генерал армии Валентин Варенников.

Непосредственное управление боевой и повседневной деятельностью ОКСВ осуществлял командующий 40-й армией, подчинявшийся командованию войсками ТуркВО.

На короткое время ввод советских войск стабилизировал ситуацию в Афганистане, но советское военное присутствие задело национальные чувства многих афганцев, чем не преминули воспользоваться внутренняя оппозиция и внешние силы. Началась эскалация вооруженного вмешательства извне в афганские дела, как со стороны Запада, так и консервативных мусульманских режимов региона.

Советские войска в Афганистане охраняли и обороняли народно-хозяйственные объекты, аэродромы, жизненно важные для страны автодороги, осуществляли проводку транспортных колонн с грузами по территории, находившейся под контролем вооруженной оппозиции.

Для снижения военной активности оппозиции ОКСВ вели активные боевые действия различного масштаба с применением всего арсенала обычных средств поражения, наносили авиационные удары по базам оппозиции. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и ликвидации наиболее агрессивных вооруженных групп противника.

Это еще больше обострило обстановку. Количество беженцев в Пакистан и Иран стало возрастать, стало возрастать и количество забрасываемых оттуда в Афганистан обученных и хорошо вооруженных отрядов оппозиции. Таким образом, введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства страны против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывал Пакистан.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 года – февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 года – апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 года – декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод на родину шести советских полков.

4-й этап: январь 1987 года – февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода.

СССР и после ввода войск в Афганистан продолжал искать возможности политического разрешения внутриафганского конфликта. С августа 1981 года он пытался обеспечить переговорный процесс ДРА с Пакистаном и Ираном, с апреля 1986 года – содействовать системной политике национального примирения.

14 апреля 1988 года в Женеве (Швейцария) представителями Афганистана, Пакистана, СССР и США были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии невмешательства во внутренние дела республики, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. Были установлены крайние сроки вывода советских войск: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года, остальные подразделения – еще через шесть месяцев.

С 15 мая 1988 года начался вывод ОКСВ, который завершился 15 февраля 1989 года. Выводом войск руководил последний командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов. Он официально последним из воинов ограниченного контингента советских войск в Афганистане 15 февраля в 10 часов 30 минут перешел мост через реку Амударью, разделявшую два государства в районе города Термеза.

Военную службу в Афганистане прошло около 620 тысяч военнослужащих, в том числе в составе ОКСВ – 525,2 тысячи человек.

Общие безвозвратные советские потери в Афганистане составили 14 453 человека. Потери военнослужащих 40-й армии составили: убитыми и умершими – 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров и генералов, ранеными – 49 985 человек. В ходе боевых действий на территории Афганистана, кроме того, погибли 572 военнослужащих органов государственной безопасности, 28 сотрудников министерства внутренних дел СССР, а также 190 военных советников, в том числе 145 офицеров. Из-за ранений прекратили свою службу в Вооруженных силах 172 офицера. Инвалидами стали 6669 "афганцев", в том числе инвалидами первой группы – 1479 человек.

За военные и другие заслуги свыше 200 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 86 удостоены звания Героя Советского Союза, из них 28 – посмертно.

Многие зарубежные политики и эксперты считали, что главным препятствием для прекращения войны в Афганистане являлось советское военное присутствие в этой стране. Однако после ухода советских войск конфликт в этой стране не угас. До сих пор военно-политическая обстановка в Афганистане остается напряженной, прослеживается тенденция к ее ухудшению. Наблюдается нарастание боевой и террористической активности вооруженных группировок, стремящихся укрепить свои позиции и установить контроль над новыми территориями.

 


Назад