6 мая 2018 09:23
Региональный опыт: подводная лодка Д-2 «Народоволец», начинавшая службу на Севере, впервые участвует в Ночи музеев
Филиал Центрального военно-морского музея (ЦВММ) «Подводная лодка Д-2 «Народоволец» в Санкт-Петербурге впервые примет участие в акции «Ночь музеев» с 19 на 20 мая.
Как становятся героями, каков распорядок дня на подводной лодке, как проходит посвящение новобранцев – об этом и многом другом гостям подводной лодки «Д-2» «Народоволец» расскажут настоящие морские волки, ветераны Военно-Морского Флота. Перед входом в филиал, в 19:00, 20:30 и в 22:00 пройдут ретродефиле женской моды 1940-х годов. Рядом с музеем расположатся два полевых лагеря времен Великой Отечественной войны, где в 19:30, 21:00 и 22.30 состоятся реконструкции исторических боев, посвященные морским десантам военного времени. Гостей также будут ждать полевая кухня и каша и чай по-флотски.
Посетив музей, гости узнают о северных походах «Народовольца», когда летом 1933 года лодка в группе кораблей ЭОН-1 по только что построенному Беломорско-Балтийскому каналу перешла на Север, и 5 августа 1933 года вошла в состав Северной военной флотилии. В августе 1936 года «Д-2» под командованием капитана 2 ранга Л.М. Рейснера, в паре с «Д-1», посетила Новую Землю и, пройдя проливом Маточкин Шар, вышла в Карское море. Следующий поход лодка совершила к Лофотенским островам. А в 1939 году она обеспечивала радиосвязью перелет летчика В.К. Коккинаки на самолете «Москва» из СССР в США.
Великую Отечественную войну экипаж «Д-2» встретил на Балтийском заводе. Подводники делили тяготы блокадной зимы 1941-1942 годов с ленинградцами. 15 человек из экипажа «Д-2» во главе с комиссаром лодки Я.Т. Кощубовым были включены в состав 2-й бригады морской пехоты и защищали город. Все они пали смертью храбрых.
Подводная лодка под командованием капитана 3 ранга Р.В. Линденберга первый боевой поход совершила с 23 сентября по 4 ноября 1942 года и уже на следующие сутки угодила в противолодочную сеть. Две ночи (днем погружались, чтобы противник не обнаружил лодку) аварийная партия из 13 человек на волнении и при холодной осенней погоде освобождала лодку от стальных тросов. Освобожденная от сетей, «Д-2» прорвалась в Южную Балтику, торпедировала у о. Борнхольм транспорт «Якубус Фрицен» водоизмещением 4 090 т., а еще через пять дней атаковала конвой, в состав которого входили два железнодорожных парома, перевозивших солдат вермахта. При возвращении лодку начали преследовать противолодочные корабли: в течение четырех часов на нее было сброшено 48 глубинных бомб, но, несмотря на это, «Д-2» благополучно вернулась в Ленинград, где ее встречал главком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов.
В послевоенный период лодка в составе Краснознаменного Балтийского флота участвовала в специальных испытаниях систем микроклимата для первых атомных подводных лодок. В 1956 году «Д-2» выведена из боевого состава флота и до 1987 года использовалась как учебно-тренировочная станция и базировалась в Кронштадте.
В конце 80-х годов было принято правительственное решение о создании мемориального комплекса, посвященного героям–подводникам Великой Отечественной войны, ученым, конструкторам и судостроителям подводного флота. С 1987 по 1994 год проведены восстановительные работы на Балтийском заводе с участием ЦКБ МТ «Рубин» и Центрального военно-морского музея.
Среди подводных музейных кораблей России и других стран мира подводная лодка «Д-2» занимает особое место. Ее уникальность в том, что во время строительства лодки (1927-1931) на Балтийском заводе не было электросварки, и потому был создан уникальный клепанный прочный корпус.
По информации группы информобеспечения ВМФ.