29-й тур чемпионата России по футболу. Расписание матчей

18 мая (суббота): "Динамо" – "Крылья Советов" (14:00); "Локомотив" – "Факел" (16:30); "Сочи" – "Краснодар" - 19:00;

19 мая (воскресенье): "Урал" – "Оренбург" (12:00); "Спартак" – "Рубин" (14:15), "Ростов" – "Балтика" (16:30); "Ахмат" – "Зенит" (19:00);

20 мая (понедельник): "Нижний Новгород" – ЦСКА (20:00)

О погоде на выходных в Москве: теплая, без осадков

"На следующей неделе тепло сохранится, ночи будут довольно теплыми, преобладающая температура будет примерно +15+20 градусов. Но это не значит, что до конца месяца не будет еще какой-то волны относительно прохладной погоды", – добавила Позднякова

На реках Мурманской области начинается лов сёмги

На рыболовных участках рек Кола, Кица, Ура, Титовка, Печенга стартует лицензионный лов сёмги

В Мурманске начался удивительный сезон: белых ночей и полярного дня

А 21 мая (на день раньше из-за високосного года) в Мурманске наступит полярный день, который продлится два месяца. Солнце не будет заходить за горизонт до 22 июля. После окончания полярного дня наступит вторая серия белых ночей. Она продлится с 23 июля по 11 августа

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2024 года

19 – День фармацевтического работника

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК Михаила Кузнецова. Обсуждалась деятельность Мурманского морского торгового порта по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Подвиг экипажа парохода «А. Сибиряков». Один день в истории

75 лет назад, 25 августа 1942 года, в Карском море, в 10 милях к западу от острова Белуха, в неравном бою с фашистским линкором «Адмирал Шеер» погиб ледокольный пароход «А.Сибиряков».

«Александр Сибиряков» заложен 23 ноября 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» по заказу британской компании «Беллавенчур Стимшип». Спущен на воду в 1909 году под названием «Беллавенчур». Использовался для промысла тюленей.

В 1915 году вместе с однотипным зверобойным ледокольным пароходом «Бонавенчур» («Владимир Русанов») куплен Министерством торговли и промышленности Российской империи для зимних рейсов в Белом море. В 1916 году переименован в «Александр Сибиряков» в честь исследователя Сибири А.М. Сибирякова.

В Первую мировую войну работал в Белом море на перевозке прибывавших из стран-союзников военных грузов. После войны использовался для зверобойного промысла в горле Белого моря и как грузовое и снабженческое судно.

28 июля 1932 года «Александр Сибиряков» под командованием капитана В.И. Воронина, начальника экспедиции академика О.Ю. Шмидта и его заместителя В.Ю. Визе вышел из Архангельска и, обогнув с Севера архипелаг Северная Земля, в августе достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов к 1 октября команде удалось вывести судно на чистую воду в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский. Это было первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. В том же году «Александр Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В одном из рейсов поздней осенью 1936 года из-за тяжёлой ледовой обстановки судно потерпело аварию у восточного берега Новой Земли в Карском море и было выброшено на подводную скалу. Снять судно со скалы удалось только в навигацию 1937 года. Спасательная операция была проведена ЭПРОНом. Ледокольный пароход был отбуксирован в Архангельск. В 1939 году пароход был отремонтирован.

В августе 1941 года вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»). На корабле было установлено вооружение: два 76-мм орудия (корма), два 45-мм орудия (бак), два 20-мм зенитных автомата «Эрликон». Капитану ледокола Анатолию Алексеевичу Качараве было присвоено воинское звание старший лейтенант.

В понедельник 24 августа 1942 года ледокол вышел из порта Диксон, выполняя рейс на Северную Землю. На борту находилось 104 человека (47 членов экипажа, 32 военнослужащих, 11 полярников, 12 рабочих, 2 офицера – старший механик Бочурко и помполит Элимелах), 349 тонн грузов (собаки, коровы, оснащение станции, провиант, топливо, стройматериалы). Целью рейса была замена персонала, пополнение запаса полярных станций на Северной Земле и организация новой станции на мысе Молотова.

На следующий день после выхода, 25 августа, направляясь по курсу к мысу Оловянный, между островами Белуха, Центральный и Продолговатый в заливе Миддендорфа Карского моря, ледокол встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который вёл поиск союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд». Предупреждения о возможном нахождении немецкого корабля в Карском море поступили 24 августа от британского военного представителя в Архангельске и от персонала советской метеостанции на островах Гейберга, который видел 21 августа разведывательный самолёт. Однако эти данные не были переданы экипажу ледокола, и встреча с крейсером для него стала неожиданностью.

Сигнальщик Алексеев в 13:17 заметил дым неизвестного корабля. Корабль приблизился. На немецком крейсере, с целью введения советских моряков в заблуждение, подняли флаг США и передали сигналами ложное название корабля. После 20-минутного диалога капитан Качарава принял решение следовать на полном ходу к острову Белуха (10 морских миль), для того, чтобы укрыть людей и груз. Была объявлена тревога: все бойцы заняли места у орудий, подготовлены средства пожаротушения и медицинской помощи, отправлена радиограмма: «Встретили иностранный крейсер. Наблюдайте за нами». Радиостанция штаба ГУСМП передала информацию о том, что американских военных кораблей в акватории Карского моря находиться не может.

На «Адмирале Шеере» была включена аппаратура радиопомех, поднят немецкий военно-морской флаг. Крейсер потребовал прекратить радиопередачи и лечь в дрейф, затем был дан предупредительный выстрел. В 13:45 были даны радиограммы: «Началась канонада, ждите», затем «Нас обстреливают». «Александр Сибиряков» имел на борту два 76-мм зенитных орудия, которые можно использовать против подлодок, но их нельзя было даже сравнивать с мощной артиллерией немецкого крейсера (6 орудий калибра 283 мм, 8 орудий 150 мм, 6 орудий 105 мм, плюс малокалиберная зенитная артиллерия и два 533-мм четырёхтрубных торпедных аппарата). Тем не менее, «Сибиряков» начал обстрел крейсера с дистанции 64 кабельтовых. Снаряды ледокола повредили неукрытые зенитные орудия, покосили орудийную прислугу. Ответный огонь крейсера был метким. Первым попаданием снаряда снесло фор-стеньгу и повредило радиостанцию (перешли на аварийный передатчик), систему телефонной связи. Вторым снарядом накрыло корму, мощный взрыв выбросил высоко в воздух тела бойцов, коробки груза, элементы кормы, кормовых орудий, шлюпок – около 30 человек погибло. Третий снаряд попал на носовую палубу, где взорвались бочки с бензином (около 300 штук), из-за чего обгорели многие находившиеся на борту. К дымовой завесе, выставленной ледоколом, прибавился дым мощного пожара. Четвертый снаряд угодил в ботдек и взорвался в котельном отделении (левый паровой котёл вышел из строя). Ледокол полностью потерял ход и дал дифферент на нос.

В результате третьего попадания тяжело ранило капитана в руку, он терял много крови. Командование принял комиссар З.А. Элимелах, и далее руководил боем, несмотря на ранение в голову. По его приказу радист А.Г. Шаршавин передал в эфир радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин.». По приказу комиссара старший механик Бочурко открыл кингстон. Комиссар и старший механик погибли вместе с кораблём.

Последнее уцелевшее орудие продолжало обстрел вражеского крейсера с дистанции в 2,2 мили. В 14:30 крейсер, подавив огневую точку, прекратил шрапнельный огонь и подошёл к месту, где находился тонущий ледокол. Бой крейсера с ледоколом продолжался 43 минуты. Из двух шлюпок со спасшимися одну немцам удалось потопить. К оставшейся шлюпке был выслан катер для поиска возможных данных о караванах, ледовой обстановке, кодов и шифров. В шлюпке немецкими моряками были обнаружены 28 человек, из которых 18 (по другим данным 19 или 22), включая капитана Качарава, радиста Шаршавина, руководителя планируемой полярной станции Золотова, были захвачены в плен. Оказавший сопротивление матрос Матвеев был расстрелян, несколько человек отказалось от эвакуации на немецкий крейсер, выпрыгнули за борт и остались в воде. Около 15:00 ледокол начал быстро погружаться под воду, образуя воронку.

Кочегару Вавилову удалось добраться до острова Белуха. В сентябре он был замечен с борта парохода «Сакко» и 29 сентября, через 32 дня, эвакуирован с острова самолётом.

13 человек из пленённых выжили в немецких лагерях и были освобождены после окончания войны.

29 апреля 1961 года Указом Президиума Верховного Совета СССР часть членов экипажа ледокольного парохода „А. Сибиряков“ была награждена. Капитан «Александра Сибирякова» А.А. Качарава был награждён орденом Красного Знамени после реабилитации.

В 1965 году координаты места боя и гибели ледокольного парохода «Александр Сибиряков» (76°12′00″ с. ш. 91°30′00″ в. д.) объявлены местом боевой славы.

В честь команды ледокола пролив в Карском море к северу от острова Диксон назван проливом Сибиряковцев. Имя судна носит банка в Баренцевом море у Новой Земли и гора в Антарктиде на Земле Эндерби. Ряд островов в районе Диксона назван в честь членов экипажа ледокола.

На острове Белуха (остров Элимелаха) в память о подвиге корабля установлен маяк.

На фото: горящий «А. Сибиряков», фото с борта немецкого крейсера 25 августа 1942 года.


Назад